Как относиться к деятельности священника О. Моленко?

Есть сайт священника О. Моленко. Он отвечает только на первый вопрос, а на последующие по тексту вопросы — нет. Почему он так поступает? Проверяли и с других адресов.

Уважаемый Владимир! Вообще-то, некто Олег Моленко священником как таковым не является, это, скорее, самозванец, который создал целую секту, и лучше с ним и его последователями никакого дела не иметь (см., к примеру: http://promolenko.narod.ru/). О такого рода явлениях нас предупреждает Сам Господь в Евангелии: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф 7:15). Поэтому будьте осторожны!

Как относиться к вопросу о прославлении Григория Распутина?

Как относиться к вопросу о прославлении Григория Распутина, а также к тому, что требующие этого прославления опираются на авторитет старца Николая Гурьянова?

Относиться к этой проблеме нужно с верою в то, что Промыслом Божиим всё будет расставлено по своим местам. Если есть воля Божия на то, чтобы Распутин был прославлен в лике святых, то рано или поздно это совершится, а если это всё исходит только от людей, то со временем эта идея уйдёт из церковной жизни. Сама же личность и деятельность Григория Распутина являются настолько сложными и неоднозначными, что если официально и возникнет вопрос о канонизации, то потребуется тщательное исследование и соборное решение всей Церкви. Безусловно, что клеветы и подлогов в своё время против Распутина было множество (к примеру, как известно, был двойник Распутина, который и вёл себя демонстративно неподобающим образом). Однако канонизация предполагает свидетельство не только о напрасной клевете, но и о святости прославляемого подвижника. В случае с Распутиным факт его насильственной смерти ещё не является вполне достаточной причиной для прославления. В церковном сознании должно появиться реальное видение: в чём именно заключается христианский подвиг этого человека, где действительно правда, а где клевета, где страдание за истину, а где опасность духовных экзальтаций или романтических преувеличений. В отношении Распутина должна стать ясной истинная подоплека его деятельности, природа его дарований, характер мотиваций. Подвиг ли это внутреннего смирения при внешнем юродстве или, возможно, за этим крылась духовная прелесть? Вот эти вопросы и нуждаются в самом серьёзном рассмотрении. Стоит заметить, что даже прославление новомучеников и исповедников Российских совершается только после тщательного исследования всех материалов, связанных с именем того или иного страстотерпца. А излишний ажиотаж вокруг требований прославления Григория Распутина оказывается фактически направленным против единства Церкви. Если не удалось внести раскол в нашу Церковь с помощью так называемого ИНН, то теперь, похоже, эти попытки начинают предприниматься несколько иначе — в желании развернуть очередное противостояние священноначалию, поскольку Святейший Патриарх уже высказывался отрицательно по отношению к идеям прославления Распутина, а также царя Иоанна Грозного. И как уже было не раз, во всём этом присутствует, с одной стороны, заведомое недоверие Патриарху и другим иерархам, а с другой — слепая вера в то, что та или иная, к примеру, женщина (монахиня, келейница, старица, певица...) сказала. Заметим, что почему-то лично от покойного старца Николая Гурьянова никаких требований к священноначалию о прославлении Распутина не исходило. То, что сам о. Николай мог почитать Григория Распутина, имел у себя его изображения, вовсе не служит основой для немедленного общецерковного прославления. В отличие от католиков у нас никому, кроме соборного разума всей Церкви, не усваивается свойство непогрешимости. Если мы признаем за ныне здравствующими и почитаемыми старцами это свойство, то впадём в ересь, которая усваивает тому или иному институту в Церкви то, что принадлежит Самому Богу. Истинные старцы являются великими за нас молитвенниками, часто могут открывать тому или иному человеку волю Божию, но вряд ли кто из них будет брать на себя ответственность непогрешимо решать те вопросы, которые требуют рассмотрения и исследования именно с о б о р н о г о. По крайней мере, сами старцы являются примером терпения, смирения и любви. В деятельности же тех, кто ныне пытается опираться на авторитет протоиерея Николая Гурьянова, угрожая при этом небесными карами всем, кто идеи о прославлении Григория Распутина не приемлет, мы видим, скорее, нетерпение, ревность не по разуму, а также (и это самое опасное) тенденции к церковному расколу. «Когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что даётся единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны; тогда они подобны упоминаемым в Евангелии создателям столпа, начинающим здание без средств к совершению его. Все мимоходящие, то есть бесы и страсти, посмеваются им, потому что по наружности они будто совершают добродетель, а в сущности, находятся в горьком обмане, слепоте и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письмо 229 из Собрания писем издания Фонда священника Павла Флоренского).

Почему Вы не считаете святым блаженного отрока Славика Крашенинникова?

Добрый день, у меня вопрос к священнику Андрею Спиридонову. Я прочитала заметку про отрока Вячеслава Крашенинникова, Вы его отрицаете как святого и говорите это людям, настаивая на своём. Скажите, что будет с Вами и с теми людьми, которых Вы увели от истины, ведь книгу о Славике благословил старец, духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Неужели архимандрит Кирилл нёс полную чушь? Ирина.

Уважаемая Ирина! Истина во всей полноте — это не Славик и не какой-либо святой, пусть даже кажется, что это человек необычный. Истина — это Сам Христос. Поэтому каждый желающий спасения должен приходить ко Христу Спасителю, искать общения с Ним, тогда как феномен того же отрока Крашенинникова к делу нашего спасения во Христе прямого отношения вовсе не имеет. Моя скромная задача как священника — помогать людям обретать покаяние и жить Евхаристией (Таинством Причащения). Когда рукополагают во священники, то в определённый момент рукополагающий епископ дает будущему священнику часть Святых Даров со словами: «Приими залог сей, о нем же истязан имаши быти в день Страшного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа». То есть со священника Господь спросит в первую очередь, насколько тот служил созиданию Церкви как Тела Христова, а не то, насколько священник служил или противился популяризации того или иного якобы блаженного отрока. К сожалению, нездоровая и даже магическая атмосфера вокруг этой темы «блаженного отрока» слишком очевидна. Да и, судите сами, разве кого-либо во всеуслышание можно объявлять святым, пока об этом не вынесла соборного решения вся Церковь? Напротив, есть вполне официальная церковная точка зрения на данное явление. Чтобы не быть голословным, приведу соответствующие документы (см. Приложение), по прочтении которых можно увидеть, что критическое отношение к данному явлению не есть позиция одного священника, но вообще священноначалия нашей Церкви. Что же касается благословения на издание книги, якобы данное архимандритом Кириллом Павловым, то это, мягко говоря, обман. Кроме того, в 2010 г. Издательский совет Русской Православной Церкви запретил распространение через церковную книжную сеть изданий «Ах, мама, маменька…» и «Бог говорит избранникам своим…». Так что давайте будем более осторожными в отношении тех или иных необычных явлений, на которых некоторые не вполне духовно трезвые, а то и корыстные люди, стремятся осуществить свой бизнес, а также не будем спешить осуждать священноначалие как таковое, которое и должно ограждать церковный народ от подобного рода спекуляций.

Как Церковь относится к целителям и целительству?

Здравствуйте батюшка. Вы, наверное, слышали о профессоре В. Г. Жданове. Он выступает по всей России с антиалкогольными и антитабачными лекциями, призывает к отрезвлению нации. Он вызывает у меня большое уважение, посмотрев и послушав его лекции, я навсегда оставил пагубные страсти — употребление алкоголя и табакокурение. Но недавно узнал, что профессор Жданов проводит курсы по восстановлению зрения нетрадиционным способом, с помощью физических упражнений для глаз. Результат при этом почти стопроцентный. Мой вопрос: приветствует ли Церковь такие способы врачевания и не является ли этот способ противным Церкви целительством? Спасибо. Михаил.

Уважаемый Михаил! Насколько я сам что-либо читал или слышал о методах профессора Жданова, то в основных его методиках, в том числе и в практике восстановления зрения какого-либо духовно-нравственного криминала нет. Однако некоторые суждения общего характера, а также то, что сопровождает различные культурные мероприятия, связанные со Ждановым и его сподвижниками, могут оцениваться неоднозначно. Так, одни мои хорошие знакомые, побывав в одном из летних «ждановских» лагерей, свидетельствовали, что некоторые массовые мероприятии там имели ярко выраженный языческий характер. То есть пользоваться той же методикой оздоровления глаз, которую пропагандирует Жданов, можно, однако не следует доверять всем его суждениям общего нравственно-духовного характера. Здесь он может быть не вполне компетентен, а то и откровенно заблуждаться.

Кто такой иеродиакон Авель?

Кто такой иеродиакон Авель? Где он служит? Выходец Иван.

Простите меня великодушно, уважаемый Иван, но я не имею точной информации, где сей иеродиакон служит. Если речь идёт о неком иеродиаконе Авеле Семёнове, авторе «обличительных книг», изданных «по благословению епископа Диомида», то он, собственно, к Русской Православной Церкви не принадлежит, а имеет отношение к тому расколу, который пытается устроить бывший епископ Диомид. Беда в том, что в русской истории наиболее успешными бывают попытки осуществить раскол с позиций борьбы за правду и чистоту Церкви. Сюда же, как правило, привносится апокалиптическая идеология аллармизма, то есть тревоги, страха перед концом света. Бегло ознакомившись с книгами данного иеродиакона, также нельзя не признать с определённой печалью, что этот автор довольно проникновенно пытается эксплуатировать идеи необходимости нравственного обновления в нашей Церкви, очищения от духа сребролюбия, сервилизма и т.д., что в какой-то степени может производить впечатление искренней борьбы за правду. Однако верить этим призывам не стоит не потому, что у нас всё так хорошо в Церкви и не требуется от нас нравственных изменений, но потому, что никакие декларации такого рода не оправдывают раскола в Церкви. Поэтому призываю Вас быть осторожней с некоторыми как будто православными крикунами и правдорезами. К сожалению, часто они сами являются волками в овечьей шкуре. О чём нас и предупреждает Апостол: «В последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд 1:18–19).