Как Господь отнесётся к самоубийце, если причиной поступка стало тяжёлое заболевание?

Категория: Грехи наши тяжкие Опубликовано: 09.12.2017
Говорят, что Господь не даёт креста выше сил человека. А как относиться к самоубийству подростка, больного эпилепсией? У него часто случались припадки в школе, ребята над ним смеялись. И он не выдержал...

Верно, что Господь не даёт креста выше сил человека. Однако очень многое здесь зависит от веры, а вера, хотя и есть дар Божий, зависит и от самого человека. То есть крест скорбей, болезней и невзгод оказывается вполне по силам только при восприятии помощи Божией. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из своих трудов говорит, что у каждого человека есть свой человеческий крест (скорбей и немощей), который неизбежно присутствует в его жизни именно в силу общей человеческой греховности. И далее святитель свидетельствует, что этот человеческий крест может быть спасительным тогда, когда он становится Крестом Христовым. А это бывает при том условии, если человек, следуя за Христом Спасителем, берёт этот крест на себя, то есть с верою и упованием всё претерпевает и не отрицается евангельских заповедей. Для того же, кто не имеет достаточной веры, крест жизненных скорбей может оказаться не по силам, что часто выражается в малодушии, унынии, ропоте на Бога. При этом человек, обуреваемый страстью уныния, может испытывать тяжелейшие душевные состояния, о которых трудно судить со стороны тому, кто сам такого рода состояний не испытал. К сожалению, многие самоубийства вызваны именно тем, что не всякий в силах длительное время выдерживать внутренние тяготы, связанные с тем или иным душевным или даже физическим неблагополучием, когда нет серьёзной, глубокой веры. Поэтому при всём однозначно отрицательном отношении к самоубийству как таковому Церковь никому из людей здесь, на земле, не выносит окончательного суда. Этот суд в вечности принадлежит одному Богу, Который во Христе пострадал за каждого из нас, разделяя с нами все возможные страдания, вплоть до тягчайшей Крестной муки и Которому известны немощь и степень веры всякого человека. Недаром Церковь оказывает видимое снисхождение в тех ситуациях, когда речь идет о поминовении людей, наложивших на себя руки в состоянии серьёзного душевного расстройства. Другое дело, если это произошло вследствие подверженности страсти винопития или наркомании, но даже и здесь можно усмотреть разницу: боролся человек с этой страстью или нет, предпринимал хоть какие-то попытки сопротивления или, совсем не имея веры, был полностью порабощён страстью. Из обстоятельств, упомянутых в вопросе, очевидно, что болезнь и жестокое отношение одноклассников явились для этого подростка серьёзным испытанием. К тому же сам по себе переходный возраст часто бывает нелёгким периодом жизни, и редко кто из подростков может похвастаться глубокой и выстраданной верой. Так что, не дерзая восхищать суд Божий, будем и в этом случае надеяться на неизреченную Его милость. «По наставлению апостола Павла, попускаемые Промыслом скорби должно принимать с величайшей покорностью Богу, как и Апостол, принимая попущенные ему искушения, говорил: благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах по Христе ( 2 Кор 12:10). По наставлению святого апостола Петра, при нашествии скорбей должно предаваться всесвятой воле Божией и с особенной трезвенностью твёрдо держаться заповедей Божиих, от которых враг старается во время скорби отторгнуть помыслами печали, безнадежия, ропота, гнева, хулы. Всю печаль нашу возвергнем на Бога, яко Той печется о нас (1 Пет 5:7)» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. II. Слово о спасении и о христианском совершенстве).

Просмотров: 506