Как избавиться от греха уныния?

Категория: Грехи наши тяжкие Опубликовано: 09.12.2017
Как подготовиться к нашествию уныния?Когда оно приходит, наступает паралич воли иневозможно заставить себя молиться. А если этовсё же удаётся, молитва бывает такая сухая ирассеянная, что её невозможно назвать молитвой.

Уныние является греховной страстью, которая в тойили иной степени свойственна каждому человеку, за исключением тех, кто уже свят, а, значит, достиг бесстрастия. Как и со всякой страстью, с унынием необходимобороться, особенно если эта страсть преобладает в нашемсердце. Причины, по которым на нас нападает уныние,могут быть различными (иногда к чисто духовным причинам может примешиваться и физическое нездоровье),однако чаще всего корнем этого греховного недуга является другая фундаментальная страсть — гордость. Самолюбие, самомнение, честолюбие, завышенная самооценкаи, наконец, тяжкий грех осуждения духовно обкрадывают нас, лишают благодати, отлучают от общения с Богом.Оставаясь один на один с собою, со своим самомнением,человек быстро впадает в боязнь и уныние, потому что безБога в этом мире ему и скорбно, и страшно.Выход здесь один: надо иметь веру и в ней укрепляться. А для этого нужно каждодневно понуждатьсебя к борьбе с теми грехами, какие нам свойственны,и к творению тех добрых дел, которые нам по силам.Можно сказать, что в деле нашего спасения важна некая постоянная направленность к Богу, духовное движение, пусть и небольшое, но всё же с упованием наБога осуществляемое.Конечно, в реальной жизни мы можем столкнутьсяс крайне трудными ситуациями, которые быстро лишают нас душевного равновесия, однако святые отцысвидетельствуют, что Господь не попускает человекуискушения выше его сил. Стало быть, подверженностьискушениям и быстрое нашествие уныния имеют всётаки, внутренние, а не внешние причины. Так, из житийной литературы мы знаем, что святые даже во времятяжёлых испытаний могли сохранять духовную крепость и всецелое упование на Бога.Важно не то, всегда ли у нас хорошее настроение(это проявление всё-таки эмоциональное, зависящееот достаточно случайных обстоятельств — от погоды,к примеру), и не то, насколько хороша наша молитва(опять же чем, как не эмоциями, чувствами, определяется качество молитвы?). Важно то, верны ли мы Богу,имеем ли терпение.Если человек чувствует себя хорошо и его ничто непечалит, христианином быть легко. Но им нужно оставаться и при плохом самочувствии, и при плохой внешней или внутренней «погоде», и, как это ни парадоксально, при собственной греховности.Обращаться или не обращаться с молитвой к Богу(какой бы молитва по своему качеству ни была), остаётся всё-таки в нашей власти. А наше несовершенство илень к молитве тоже нужно терпеть и превозмогать. Положим, мечталось когда-то стать святым старцем илистарицей, иметь умную или сердечную молитву, но, ксожалению, не получилось: слишком горды и не смиренны были. Что же остаётся? Терпеть себя самих и всёто, что выпадает нам на долю, потому что Сам Господьтак и говорит: «Претерпевший же до конца спасётся»(Мф 10:22). Если же порой у нас возникает скорбноенедоумение относительно причин тех или иных нашихнестроений, скорбей, неприятностей, болезней, то, прежде всего, эти причины можно найти в необходимостидля нас учиться терпению, этому важнейшему средствудля спасения души.Вероятно, что вполне и всегда быть готовыми к искушениям или к нападению диавола, действующегочерез ту или иную страсть, мы по нашей человеческойнемощи не можем, но можем всегда иметь упование напомощь Божию.«Пойми, ощути, что ты создание, а Бог — Создатель. Отдайся же безотчётно в волю Создателя, принесиЕму один младенческий плач, принеси Ему молчащеесердце, готовое следовать Его воле и напечатлеватьсяЕго волей.Если же по младенчеству твоему не можешь погрузиться в молитвенное молчание и плач пред Богом,произноси перед Ним смиренную молитву — молитвуо прощении грехов и исцелении от греховных страстей,этих страшных нравственных недугов, состоящих изпроизвольных, повторяемых в течение значительноговремени согрешений.Блаженна душа, которая сознала себя вполне недостойной Бога, которая осудила себя как окаянную игрешную! Она — на пути спасения; в ней нет самообольщения» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Зрение греха своего. Аскетические опыты. Т. 2).

Просмотров: 550