• Московский университет МВД России им. В.Я.Кикотя - крупнейшее государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МВД России, в котором реализуется фундаментальная академическая и профильная подготовка кадров для органов внутренних дел. Университет на качественно новом уровне готовит специалистов для большинства подразделений МВД. Первое из образовательных учреждений МВД на территории которого построен храм.

    Указом Президента РФ №566 от 12/08/20014 университету присвоено имя В.Я. Кикотя.
  • Храм открыт ежедневно с 10.00 до 19.00.

    Богослужения совершаются в Воскресные и Праздничные дни.

    Подробнее о Богослужениях смотрите в Расписании.

  • Многие офицеры и высшие чины МВД молятся в храме, живут церковной жизнью, стараются исполнять заповеди Божии. Но делают это в тишине, не напоказ.

    Курсанты и преподаватели Университета могут прийти в храм и священники обязательно помолятся Богу, чтобы начать путь к Нему.

    Достаточно прийти в храм и оставить записку со своим именем и именами близких людей.

  • Для тех кто уже вступил на путь спасения или хочет внимательнее разобраться в духовных основах жизни проводятся лекции по основам Православия.

В Петров день

Категория: Проповеди на Святых Опубликовано: 19.06.2017

 

photoНа сегодняшний праздник читается Послание к Коринфянам святого апостола Павла, а в евангельском чтении приводятся слова апостола Петра. И, вслушиваясь в эти слова, мы познаем, что это были за люди.

 «Если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? (в безумии говорю) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею».

Апостол Павел на опыте познал, что сила Божия совершается в немощи. Если человек хочет, чтобы через него творились дела Божии, он обязательно должен отложить свое «я», свою гордыню и предоставить Богу действовать через себя, не мешать Богу действовать. Но человек, как правило, все время говорит: я, я; стремится настаивать на своем мнении, которое по собственной глупости считает правым. Как апостол сказал: «в безумии говорю». Но он сказал о своих заслугах не по тщеславию, а чтобы показать, что если чем и можно хвалиться, то только тем, что принадлежит тебе. На самом же деле те достоинства, которые у нас есть, они не наши. Нас такими Господь создал, это все равно Божие, мы не можем этим хвалиться, а наши есть только наши немощи. И если мы это осознаем, то есть смиримся перед Богом, тогда Господь и сможет через нас действовать.

Как происходит действие Божие через человека? В Евангелии об этом говорится: однажды, «придя в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Петр все оставил в мире, во всем положился на Господа, пошел за Ним, слушал Его слова, веровал им. И даже когда многие из учеников отошли от Господа и Он спрашивал Петра и его друзей: «Не хотите ли и вы отойти?»,— он сказал: «Господи! к кому нам идти?» Только Ты учишь вечной жизни, а нам ничего, кроме вечной жизни, на этой земле не нужно. Поэтому Господь через Духа Святого и дал возможность Петру исповедовать истинную веру. Сам Отец Небесный его вразумил, что Иисус есть Сын Божий.

Так же и мы. Если мы все свое упование возложим на Бога, если все свои труды положим на исполнение заповедей Божиих, тогда Господь, как через Петра, будет действовать и через нас. А если мы будем полагаться на собственное разумение, на собственное «я», то любое дело, которое бы мы ни начали, рухнет, потому что все, что стоит на гордости, обязательно рухнет. Тот, кто до неба возносится, тот до ада низвергнется. И кто сам себя превозносит, тот обязательно будет смирен Богом. А тот, кто сам себя смиряет, того Господь вознесет на небеса. Это есть самый главный закон духовной жизни.

И дальше Господь это подтверждает: «Я говорю тебе: ты — Петр («Петрос» по-гречески значит «камень»), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос». Почему Он запретил им? Потому что другим еще не дано было познать Господа. Познать, что это не простой человек, а это есть Богочеловек, Сын Божий. Только кому Отец Небесный открыл, тому и разрешено знать.

По милости Божией мы тоже уверовали и познали, что Иисус Христос есть Сын Божий. И нам нужно свою жизнь так управлять, чтобы ничем не препятствовать Богу действовать среди нас. А для этого всякую свою гордость, самомнение, превозношение нужно обязательно из своей жизни изъять, потому что «Бог гордым противится» и только «смиренным дает благодать». Если мы этого самого главного закона духовной жизни не поймем, то наша жизнь пройдет впустую. Недаром в народе такая пословица возникла: человек предполагает, а Бог располагает. Сидит человек на диване и думает: я вот это сделаю, я вот то сделаю, я, я, я... Ничего у тебя не получится никогда! Сколько уже было на земле благодетелей человечества, говорили: мы всем все сделаем хорошо. А получается только хуже, потому что без Бога ничего никогда не выйдет.

Поэтому надо обязательно научиться смирению. Смирение есть животворная сила. На вере, на смирении, на любви Церковь Божия стоит. И врата ада никогда смирения не одолеют. В чем тут дело? Почему смирение так страшно для дьявола? Почему смирение так любо для Бога? Дьявол, прежде чем стать дьяволом, был высшим ангелом, высшим творением Божиим, но возгордился, позавидовал Богу, захотел встать на Его место, вровень с Ним. И как только возгордился, сразу спал с неба, потому что на небесах могут быть отношения только взаимного смирения и любви.

Сам Бог имеет это свойство — смирение — в самой наивысшей степени. Один святой сказал, что смирение есть одеяние Божества. И действительно, мы на собственном жизненном опыте можем изучить, как Господь ведет Себя по отношению к Своим творениям. Вот мы с вами заповеди Божии нарушаем, молимся плохо, в храм ходим не тогда, когда положено, а когда нам приспичит. Посты соблюдаем плохо, живем так, как нам нравится. За наши грехи по закону Божию нас всех надо убить, а Господь нам дает теплую погоду, Господь нас кормит, поит, дает нам жизнь, не отвергает нас от причастия, Господь учит нас уму-разуму. Несмотря на все наше безумное и скверное отношение к Богу, Отцу нашему, Господь смиряется, терпит нас, прощает.

Господь любого человека может заставить веровать: взять и в один момент все мозги его переменить. Господь может в одну минуту этот храм сейчас набить до отказа. А через два-три дня Он может вообще все храмы Москвы заполнить до отказа: достаточно маленькому землетрясению, чтобы пара домишек рухнуло, и все придут, будут плакать: Господи, Ты нас прости. За что Ты нас покарал? Это моментально. Вот когда война случилась, сразу все церкви наполнились: детушек наших сохрани, да чтобы их не убило.

Для Бога это не составляет никакого труда. Он может и ангелам Своим сказать: ангелы Мои, служители, ну-ка сейчас вот этих лианозовских и бибиревских вытащите сюда на пруд. И среди ночи, в два часа каждого ангел разбудит, скажет: вставай, хватит спать, идем. И каждый пойдет. Еще бы — светящееся существо с крылами, с грозным, огненным взором берет за шиворот, стаскивает с постели: ты до каких пор будешь водку пить, матом ругаться, а ну иди молись! И все выйдут, приползут на коленочках: Господи, прости!

Но Господь так не делает. Что, у Него ангелов на это нет? Силы нет? Есть. Он одним словом может новую землю создать и новых людей. А почему Господь так не действует? Он не может так действовать по Своему смирению. Потому что это будет насилие над человеком. Он никого не хочет заставлять веровать. Хочешь? Веруй. Хочешь — веруй правильно; хочешь — веруй неправильно. Хочешь — молись, исполняй заповеди Божии; не хочешь — пьянствуй. Это твоя воля. Господь нас уважает, уважает нашу волю и никого не хочет заставлять, потому что всякое насилие противно любви. А Господь нас любит, Он хочет, чтобы мы сами сообразили, что хорошо, что плохо; сами бы стали изучать Священное Писание; сами бы стремились к Богу; сами бы стремились к святому причастию; сами бы стремились в храм, сами. Потому что когда в сердце есть любовь к Богу, человек сам и молится, сам и причащается, сам изучает Священное Писание, сам и заповеди Божии исполняет, ему не надо говорить: ты делай это, ты делай то. Это детям надо говорить, пока их учишь, а взрослый человек уже должен сам себя управлять. Вот Господь какое имеет смирение по отношению к нам. Поэтому достигают небес только люди, которые имеют смирение, это главное Божественное свойство.

Жизнь и свойства души апостолов Петра и Павла, память которых мы сегодня празднуем, и всех остальных апостолов, память которых празднуется завтра, отличались этим глубоким смирением. Поэтому если мы хотим подражать апостолам, мы должны подражать их смирению. Несмотря на всю их даровитость, несмотря на всю их высоту, видите, апостол Павел как говорит: могу хвалиться только немощами своими. Вот этого, говорит, у меня полно, а все остальное, что у меня есть,— это мне Бог дал, это совсем мне не принадлежит.

И Сам Господь все заповеди нам дал в форме пожеланий. Он не говорил: будьте блаженны, будьте кротки, плачьте о своих грехах. Господь никогда так не говорил, Он говорит: «Блаженны плачущие». То есть если ты сам, человек, хочешь блаженствовать, тогда плачь о своих грехах. Он говорит: «Блаженны кроткие». Если ты хочешь быть блаженным, стань кротким — тогда достигнешь Небесного Царства. И только однажды Он призвал прямо: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».

У нас в сердце нет покоя только по одной причине: потому что нет у нас смирения ни перед Богом, ни перед людьми, ни перед нашим крестом, который каждый в жизни несет. Мы всё хотим весь мир переделать под себя, и это есть наивысшее проявление гордости. Господь создал мир видимый и невидимый и в нем определенные иерархии. Одного поставил на одно место, другого на другое. У каждого своя роль. Земляника же не завидует дубу: ты вон какой большой, а я вон какая маленькая! У каждого свое место. Нельзя всех одеть в синие штаны и всем дать по куску сахара, чтобы у всех все было одинаково. Это невозможно, и это не нужно, это грешно, потому что Господь создал именно такую разность. В этой разности наблюдается великая красота и гармония, и в этом высшая справедливость: кому Господь что дал, то и есть. А человеку по гордости не нравится, как Люциферу не нравилось быть на втором месте после Бога. Ему не нравилось, он говорил: это несправедливо, надо, чтобы я был вровень, чтобы было равенство. И не только равенства не заработал, а низвергся с неба вниз.

Так и человек. Смотрит: этот не там, тот плохой, этот делает не так, надо вот так — и начинает все переиначивать. И что в результате? В результате теряет все, что имел, в результате все переворачивает, и от этого только горе, слезы и кровь, больше ничего не бывает. Но дух гордости так распространяется, что всё новые и новые люди, рождающиеся на земле, хотят всё переделать: река не туда течет, надо ее в обратную сторону. Господь хочет, чтобы она вот так текла,— нет, нам надо по-своему. Вот такое устроение: надо все переменять — кто был ничем, чтобы, значит, всем стал, чтобы все наоборот.

Однажды кто-то в присутствии Макария Оптинского посетовал, что вот, мол, все беды русских от того, что кругом одни дураки: смотришь, что ни начальник, то дурак, и все из-за этого плохо идет. А Макарий говорит: нет, кабы так, это было бы неплохо; очень много умных, вот в чем беда. Каждый знает, как надо, и каждый старается по своему разумению делать. Этот говорит: туда иди; другой говорит: нет, вот туда. Туда, туда, туда... А дело стоит. Вместо того чтобы работать, все только говорят, что надо делать, а никто не делает. Вот в этом-то вся и беда. Апостол Павел как нас учил: «Оставайся в том звании, в котором призван». Тебя Господь поставил поваром — вот и трудись на своем месте, старайся, чтобы все было честно, чтобы все было вкусно, чтобы все было доброкачественно. Господь тебе дал детей — вот на этом поприще и старайся, трудись, делай как можно лучше на своем месте. И если бы каждый человек так к этому подходил, то все бы у нас расцветало.

Надо то, что тебе Богом поручено, делать, все время трудиться, созидать. Вот апостолы Петр, Павел — они не пытались переустроить Римскую империю, они никому ничего не указывали, где кто должен над чем трудиться. Они занимались только созиданием Церкви, созиданием сердца человека, учили человека, как смиряться, учили человека духовной жизни. И в результате что? Прошло триста лет, и вся колоссальная империя, которая простиралась от Британских островов до середины Африки, огромнейшая страна, перевернулась ко Христу. Вся. Они палец о палец не ударили, чтобы императора поменять или еще что-то, а все развернулось к Богу, вся империя, все народы пришли ко Христу, стали храмы строить, стали заповеди Божии исполнять, стали креститься, стали друг к другу относиться по-человечески, и многое жуткое, бесчеловечное, что было в Римской империи, отошло в прошлое. Мы и сейчас с ужасом читаем и думаем: какие же жестокости тогда были, как же люди могли до такого осатанения доходить!

Вот и в наше время, что ни день, то приносит нам весть о каких-то страшных жестокостях, которые крещеные люди друг с другом совершают: то самым страшным образом друг друга убивают, то матери детей бросают. Какието жуткие вещи. Думаешь: ну как же так, не такой был наш народ, во что же он превратился? С чего это? Все от гордости. Потому что гордость ослепляет человека, она не дает ему видеть Бога, она не дает ему видеть собственный грех. Почему человек, глядя на себя, не ужасается? Потому что гордость его ослепляет. Каждому кажется, что он очень хороший. Он смотрит и собой только любуется: дескать, я, мол, хороший, а вокруг, в автобусе, в магазине, в поликлинике, все плохие. Ну, еще сынок мой хороший, а уж остальные — это последняя дрянь. Так и говорят: какой пошел народ ужасный! С этим говоришь — он хороший, а все дряни. С другим поговоришь — опять он хороший, а остальные одна дрянь. Этот про этого говорит, а тот про того. Получается, что осталась одна последняя только дрянь. А ведь это же не так, людей-то хороших еще много: и тружеников много, и смиренных много, и кротких много, и терпеливых еще много, слава Богу. На них-то мир и стоит. Значит, это все неправда, дьявольская ложь.

Поэтому надо стараться святым апостолам подражать в смирении. Вот тогда мы сможем достигнуть порядка сперва в собственной душе, потом в собственной семье, потом на том месте, где мы трудимся. И вокруг нас начнет все созидаться, как вокруг апостолов. Вот апостол Павел был один, а сколько он людей обратил к Богу, сколько Церквей основал, скольких спас от греха. Так же и мы можем. Но если мы будем гордиться, если мы будем своим способностям или своим каким-то дарованиям приписывать то, что Бог делает, то ничего у нас не получится. И очень часто мы это наблюдаем: вот говорим что-то человеку, объясняем ему, рассказываем, а он не слушает, все как об стену горох. Потому что мы это делаем с гордостью. А когда с гордостью, то Дух Святой отходит от нас, вот эта сила Божия, поэтому человек нас и не слушает. А если со смирением, с любовью, с кротостью, тогда Дух Святой будет нам помогать, тогда Он Сам будет обращать человека.

Поэтому будем молить Господа, чтобы помимо крепкой веры, которую имели святые апостолы, помимо такой любви друг ко другу и ко всем, какая была у них, чтобы Господь нам послал такое же смирение, какое даровал святым апостолам. Аминь.

Крестовоздвиженский храм,
12 июля 1989 года

Просмотров: 337