Значение духовно-нравственных основ в образовательном процессе сотрудников органов внутренних дел

Категория: Рождественские чтения Опубликовано: 03.02.2018

Доклад председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова на секции МВД «Духовно-нравственные основы и перспективы образовательного процесса сотрудников органов внутренних дел» в рамках XXVIМеждународных Рождественских образовательных чтений

Духовно-нравственные основы — это религиозные основы, или за подобной терминологией может скрываться что-то другое? Что из этих основ является первичным: духовность или нравственность? Можно ли обойтись только приказами и инструкциями при выполнении профессиональных обязанностей? Как понимают эту духовность представители разных религий и религиозных течений? Существуют ли единые подходы к оценки нравственности в разные периоды жизни общества и отдельно взятого человека? С какого времени вопросам духовно-нравственного содержания следует уделять внимание при формировании сотрудника органов внутренних дел? Может быть мы уже опоздали, и включение в образовательный процесс подобного рода разделов и тематических мероприятий не сможет изменить то, что должно было быть сделано родителями и школой еще до поступления в Московский университет МВД России?

На эти и многие другие вопросы духовного содержания следует не только найти ответы, но и постараться использовать полученные знания в практической жизни как сотрудника органов внутренних дел, так и вообще гражданина России, страны, которая живет и будет жить по законам духовно-нравственного бытия. Другого нашему Отечеству не дано. Мы живем в стране, которая всегда называлась уделом Пресвятой Богородицы, а идеалами людей, сформировавших нашу государственность, была святость. Не случайно Россию всегда называли Святой Русью.

Тема XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» подразумевает, что если мы не будем жить по духовным и нравственным законам, то будущего у нас не будет. Почему? Можно ведь жить безнравственно и оставаться безнаказанным. Подобная иллюзия присутствует, когда рассматриваешь жизнь человека на коротком отрезке времени и не обращаешь внимания на состояние его души, а, следовательно, не видишь того ужаса, который ожидает душу после ее разлучения с телом.

С одной стороны, нужно испугаться и всем жить духовно и нравственно. Но этого, увы, не происходит. А, значит, кто-то должен ценой неимоверных усилий останавливать скатывание в пропасть духовного бесчувствия, безразличия и обезображения образа Божия в человеке. И это — ваша профессиональная задача. Поэтому вы, дорогие солдаты правопорядка, должны быть духовно и нравственно зрелыми людьми. Иначе бороться с преступностью вы не сможете.

Как же с ней бороться? И, самое главное, как победить? Парадокс в том, что победить не получится. По евангельскому учению, «мир во зле лежит» и в этом мире достичь гармонии и безопасности невозможно. Какими бы совершенными формами противодействия преступности не обладали сотрудники правопорядка, преступный элемент будет находить все более изощренные формы, угрожающие безопасности граждан. Особенно наглядно это проявляется при борьбе с террористической угрозой в лице смертников. Что ими движет? Насколько они порабощены бесовскими силами, что готовы ради подрыва нескольких человек лишить себя самого драгоценного дара — жизни, которая дана Самим Богом?!

Человек — высшее творение Божие. Ему дана свобода выбора — бесценный дар, с помощью которого он может стать святым или уподобиться бесам. Вы призваны стать форпостом, который может еще на определенное время дать другим людям шанс правильно выбрать свой жизненный путь: к Богу или от Него. Наша общая задача — не допустить раньше времени хаоса и, сколько будет сил, противостоять агрессии сил злобы поднебесной. Для этого нужно не просто знать законы духовного бытия и нравственные нормы поведения, но и самим стать воинами духа.

Безнравственные и бездуховные мысли и поступки — это естественное состояние падшей природы человека. Одни грешат, не преступая закон, а другие переступают за красную черту. Однако, по сути, природа греха и преступления одинакова. Кто-то в состоянии бороться со своим эгоизмом, самостью, гордыней, тщеславием, любостяжанием и другими страстями, а кто-уже настолько сроднился с ними, что это превращается в его второе «я». Но если мы, с помощью Божией и Его заступничеством, через Таинства исповеди и причастия можем вернуться к своему естественному благодатному состоянию, то это возможно и для преступника.

Что можно исправить? Можно исправить только самого себя, причем не своими силами, а с помощью Божией. Это процесс, который не должен останавливаться ни на секунду. Вся наша жизнь есть борьба за свою душу и за души других людей. Вот истинный фронт борьбы в этом мире. В Посланиях святого апостола Павла говорится: «Вы сильные немощи немощных носите» (Рим.15:1) и «падающего исправляйте духом кротости» (Гал.6:1). Это есть один из законов духовной брани.

Таким образом, духовно-нравственные основы служения — это и есть религиозные основы нашей жизни, которые дарованы нам Богом через Закон совести. Последний всегда стоит на посту, и, если к нему прислушиваться, он всегда подскажет правильный духовно-нравственный выход в самой трудной и, казалось бы, неразрешимой ситуации. Только нужно не бояться следовать этому голосу совести.

Духовность всегда первична, а нравственные поступки человека являются отражением его внутреннего состояния, единения с Богом. Без этого единения нравственность будет надуманной, неестественной и недолговечной. Представители традиционных религий России имеют одинаковые по своему содержанию законы нравственной жизни. Именно на этой основе можно строить крепкое государственное устройство и мирное сосуществование людей доброй воли.

В разные периоды жизни общества можно было видеть незначительные отклонения от норм нравственности. Только в так называемые «последние времена» все переворачивается с ног на голову. Это как лакмусовая бумажка — сигнализатор, что мы идем семимильными шагами в пропасть. Нельзя белое называть черным. И наоборот. С каждым разом лукавство и несправедливость приобретают все большую силу, но бороться с ними можно только молитвой. Гнев, раздражение, злость и подобные чувства лишь подпитывают эти страсти.

Вопросам духовно-нравственного содержания при обучении и воспитании сотрудника органов внутренних дел следует уделять постоянное внимание. Воспитание в семье и школе, профессиональный отбор при поступлении — основной, но не главный элемент подготовки солдата правопорядка. Духовная жизнь человека — это вся его жизнь. Но в этом процессе есть знаковые моменты. Один из них — наша встреча. Другие ключевые события, изменяющие восприятие жизни — крещение, первая исповедь, причастие Святых Христовых Таин, общение в молитве со святыми угодниками Божиими, реальное понимание и ощущение благодати Божией, видение промысла Божия в своей судьбе.

Дай Бог, чтобы образовательный процесс не помешал этому внутреннему преображению личности, новсемерно способствовал сохранению наших традиционных ценностей, основанных на православной культуре, истории и духовной жизни многих поколений наших соотечественников.

Просмотров: 645