На Богоявление

Жизнь без Бога — это есть тьма, а жизнь с Богом — это есть свет. Господь пришел, чтобы обновить нашу жизнь, наполнить ее совершенно другим содержанием. Это новое содержание есть благодатная жизнь во Христе Иисусе, и дается она через единую жизнь вместе с Богом, которая осуществляется через Церковь.

Вхождение в Церковь происходит через святое крещение, когда в человеке начинает действовать благодать Божия. Некогда мы с вами тоже крестились, и тот, кто крестился уже во взрослом состоянии, прекрасно помнит то особое состояние души, которое не передается никакими словами. Его ощущают даже люди, которые крестятся более или менее формально, а потом, к сожалению, это состояние теряется. Отчего теряется? Оттого что не умеем хранить. И нам нужно учиться хранить благодать Божию.

Чтобы благодать Божию хранить, необходимо соблюдать два условия. Во-первых, все время готовить себя к тому, чтобы эту благодать воспринять. Поэтому для подготовки к таинству причащения существует и молитвенное правило, и посильный пост, чтобы приуготовить душу молитвой, очистить ее покаянием, как бы удобрить эту почву для приятия благодати Божией.

Каждый раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, это есть встреча нашей души с Богом, и после того, как мы восприняли благодать святого причащения, нужно проводить жизнь очень осторожно. К сожалению, нам не удается эту благодать сохранить, потому что мы и медлим в помыслах, и вольны в речах, и дерзки в обращении, и, что хуже всего, забываем о Боге — и на минуты, и на часы, и на дни, а некоторым даже удается забыть Бога и на недели. Поэтому наша душа, подверженная всем этим ветрам, остается пуста. Если принять такой образ, то выходит, что мы все время заливаем в бензобак бензин, а колеса висят в воздухе, то есть бензин мы тратим, колеса крутятся, но мы никуда не едем.

Поэтому, если мы хотим идти по пути спасения, нам нужно эти две вещи всегда помнить. Нужно нам стараться к нашей церковной жизни относиться с как можно большим благоговением. Если мы хотим почаще причащаться, это разумно и правильно, но если мы ленимся получше подготовить свою душу, то мы ничего взамен не получаем. И если, причастившись, не храним себя, мы теряем и то малое, что сумели получить. Поэтому здесь должна быть разумная мера; бесполезно ходить за водой с дырявым сосудом, в этом нет человеку никакой пользы.

Можно избрать путь формальных запретов. Например, пока человек все, что положено, не выполнил, не допускать его до причастия. Или если он все выполнил, причастился, а после что-то нарушил, также отлучать от причастия. Но никакой внешней дисциплиной никогда не достигнешь любви к Богу. Эта внутренняя работа нашей совести должна совершаться нами самими, это должно быть делом ответственности каждого христианина, тогда в этом будет какой-то смысл.

Невозможно удержать благодать Божию, если мы позволяем себе согрешать. Другое дело, если мы чего-то пока еще не понимаем, не чувствуем. Но есть вещи, которые мы уже осознали в себе как грех, которые мы принесли на исповедь. Зачем тогда к этому опять возвращаться? Надо учиться, как апостол говорит, принимать благодать на благодать. Тогда действие благодати Божией будет гораздо более заметно в нашей жизни, чего вам и себе желаю.

Поздравляю всех с праздником Крещения Господня. Спаси, Господи. Аминь.
19-01-1998

Просмотров: 172