• Московский университет МВД России им. В.Я.Кикотя - крупнейшее государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МВД России, в котором реализуется фундаментальная академическая и профильная подготовка кадров для органов внутренних дел. Университет на качественно новом уровне готовит специалистов для большинства подразделений МВД. Первое из образовательных учреждений МВД на территории которого построен храм.

    Указом Президента РФ №566 от 12/08/20014 университету присвоено имя В.Я. Кикотя.
  • Храм открыт ежедневно с 10.00 до 19.00.

    Богослужения совершаются в Воскресные и Праздничные дни.

    Подробнее о Богослужениях смотрите в Расписании.

  • Многие офицеры и высшие чины МВД молятся в храме, живут церковной жизнью, стараются исполнять заповеди Божии. Но делают это в тишине, не напоказ.

    Курсанты и преподаватели Университета могут прийти в храм и священники обязательно помолятся Богу, чтобы начать путь к Нему.

    Достаточно прийти в храм и оставить записку со своим именем и именами близких людей.

  • Для тех кто уже вступил на путь спасения или хочет внимательнее разобраться в духовных основах жизни проводятся лекции по основам Православия.

Духовно-нравственные аспекты предупреждения коррупции

Категория: Записки священника Опубликовано: 08.12.2017

Если мы не включим совесть в систему предупреждения коррупции, то все наши усилия, в том числе и в законотворческой сфере, будут тщетны.

Сколько сказано слов и сделано предложений, направленных на преодоление такого распространенного явления как взяточничество, а воз, как говорят, и ныне там. Вспоминается фильм режиссёра Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», где один из героев фильма говорит: «Я мзду не беру, мне за державу обидно». Эта фраза стала крылатой не потому, что удачно подобраны слова, а скорее потому, что речь идет о понятной, всеми нами переживаемой, самой болевой точке всех наших жизненных проблем.

В истории человечества предпринимались различные попытки в преодолении этого недуга, вплоть до смертных казней. Царь Камбиз дошел до того, что повелел, в наказание за получение взятки судьей, содрать с него кожу и покрыть этой кожей кресло, в котором должен сидеть следующий судья. Но даже такое варварское наказание не удерживало следующего судью, сидящего в таком кресле, от получения взяток.

Если вспомнить библейскую историю, то и здесь мы найдем поучительные примеры так называемых коррупционных отношений, когда, например, Исав продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку. А ведь в этой истории вскрывается суть взаимоотношений взяткодателя и взяткополучателя. Любое должностное лицо, получившее взятку, фактически продает, или точнее сказать, лишает себя должностных полномочий. Объем утрачиваемых полномочий зависит от суммы взятки, занимаемой должности и особенностей сложившихся отношений с взяткодателем. Иуда – один из двенадцати учеников Иисуса Христа – за тридцать сребреников предал своего учителя и лишил себя чести быть апостолом.

2000 лет назад к Иоанну Крестителю пришли воины и спрашивали его: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лук.3:14). До сих пор эти слова Иоанна Крестителя остаются актуальными.

Сегодня, как и 2000 лет назад, мы опять задаем вопрос не Иоанну Крестителю, а самим себе: «Что же нам делать? Как побороть коррупцию? И хотим ли мы на самом деле стать победителями в борьбе с коррупцией?

Ответы можно получить сразу, как только любой из нас окажется в ситуации, когда дать взятку должностному лицу – станет единственным спасительным поступком. Представим себе картину, когда самый близкий и любимый родственник оказывается под реальной угрозой привлечения к уголовной ответственности. Как тут поступить: либо искать знакомых в правоохранительной сфере, либо искать деньги и тех, кому можно предложить взятку, либо, принципиально поддерживая усилия государства в противодействии этому злу, останется лишь переживать и молиться за судьбу любимого родственника.

Принципиальность в подобной ситуации проявляется, как правило, лишь тогда, когда нет ни денег, ни знакомых.

А ведь проблема выбора остается не только в приведенном случае. А если тот же близкий родственник тяжело заболел и нужно делать операцию, или доставать лекарства. А если тот же родственник не готов и не хочет служить в армии, а его призывают на военную службу. Или, например, возникает риск изъятия водительских прав за лихую езду да еще в нетрезвом виде, рука машинально тянется к кошельку, чтобы откупиться. И таких ситуаций так много, что и не перечесть. Например, чтобы попасть на прием к высокому должностному лицу, в ряде случаев, надо дать взятку. В большинстве случаев известна даже сумма взятки, или как, говорят, такса. Мы не погрешим, если выскажем предположение, что среди окружающих нас лиц вряд ли найдется хотя бы один человек, который, каждый в свое время и в затруднительных обстоятельствах, не давал или не получал взятку, вознаграждение и т.п. то есть каким-либо образом был вовлечен хотя бы однократно в коррупционные отношения. Эти отношения настолько укоренились в образе жизни чиновничьего аппарата, что иное поведение не приживается, а носители чистых сердец – изгоняются из чиновничьего сообщества. Видимо, поэтому дача взятки была и остается в настоящее время одним из важных регуляторов общественных отношений. То есть, сохраняются некие традиции, усвояемые с различной степенью интенсивности новыми поколениями чиновничества в силу складывающихся политико-правовых и социально-экономических условий в зависимости от духовно-нравственного состояния общества и конкретного человека.

Попытки решить подобные проблемы с помощью взяток сохраняются еще и потому, что, скажем, в деятельности правоохранительных органов есть недостатки, вследствие чего нарушаются законность, и справедливость в применении мер административного и уголовно-правового воздействия. Причем не только в правоохранительной сфере. Так, например, чтобы получить выгодную, коррупционноемкую должность, необходимо каким-либо образом (чаще всего материально) заинтересовать тех, кто входит в круг лиц, принимающих положительные решения, то есть чиновников, облеченных властью и принимающих юридически-значимые, в буквальном смысле, судьбоносные для конкретного человека решения.

В подобные отношения вступают не только те, кто вынужден давать взятку и кто получает ее, но также и те, кто выполняет свои функции добросовестно даже не подозревая, что за его законные действия кто-то получает материальную выгоду. Причем, эти ловкие своей изобретательностью функционеры находятся всегда где-то рядом с ответственными должностными лицами с тем, чтобы контролировать и своевременно направлять в нужное русло потоки материальных ценностей.

Взяточничество предполагает несколько стандартных ситуаций:

1. Должностному лицу дают деньги или что-то материальное в благодарность за добросовестно выполненный служебный долг.

2. Должностному лицу дают взятку, требуя от него совершения тех или иных действий в пользу взяткодателя, как законных, так и незаконных.

3. Должностное лицо своими действиями и намеками вымогает взятку, за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя.

Если, в первых двух случаях инициатором выступает взяткодатель, то в последнем случае – взяткополучатель. Причем, самая опасная для возможных участников коррупционных отношений является вторая из приведенных форм. Существуют такие категории должностных лиц, которые не берут взятки, а потенциальный правонарушитель уже спланировал совершить какое-то, чаще всего общественно опасное действие, и тогда неподкупное должностное лицо расплачивается своей жизнью, или жизнью и здоровьем своих родных и близких. Примеры высокой чести и мужества явили всему миру десантники 6-й роты Псковской дивизии. Им предлагали доллары, очень много долларов, их хотели купить, но продать свою Родину десантники не могли и почти все полегли на поле брани.

Каждый, кто берет взятку – по кусочку распродает свою Родину. Откуда же появляются взяточники, какова структура их нравственных ценностей, в каких тайниках человеческой души хранятся до времени страстные стремления к сребролюбию, славолюбию и сластолюбию? На каком этапе жизненного пространства во времени формируется устойчивое мировоззрение о допустимости, и даже необходимости достижения такого должностного положения, которое обеспечит не только безбедное существование, а и уверенность в безнаказанности коррупционного поведения?

К сожалению, наряду с добрыми чувствами в семье, а затем и в школе формируются также и негативные свойства души. Ко времени поступления в высшее учебное заведение молодой человек приходит уже, как правило, с определенными нравственными ценностями, либо с отсутствием таковых.

Страсть – это грех, целиком захвативший существо человека и заставивший его ревностно служить себе, привлекая на это служение все силы человека. Страсти – это сильные стремления внутреннего настроения порочного сердца. Они глубоко входят в естество души, и долгим властвованием над нею и привычным удовлетворением их до такой степени сродняются с нею, что составляют, наконец, как бы ее природу.

Всякая страсть имеет свой «язык», выражающий понятия, «которыми она отстаивает свои права на существование» среди других явлений жизни.

Причем, надо иметь в виду, что страсти – это не естественные наши проявления, а нечто, пришедшее извне, они не имеют своей сущности и могут быть полностью изгнаны из человека, без нарушения его естества.

«Страсти в нас, – пишет святитель Феофан, – но самостоятельности в нас не имеют. Разум, например, есть существенная часть души и его никак нельзя отнять, не уничтожив душу. А страсти не таковы. Они привзошли в естество наше и выгнаны из него, могут быть, не мешая человеку быть человеком, тогда как присутствием своим портят его и делают из него лицо, во многих случаях худшее животных» (1).

В отношении к деятельности человека страсти являются духовными поработителями: «грешник будто связан, будто в узах, и притом болезненных, въевшихся в его тело. Греховное пристрастие глубоко внедряется в сердце человека и образует как бы его вторую природу.

У всякого человека есть главная страсть, все другие страсти «стоят в тени», подчиняясь ей и не смея проявляться, властно действовать наперекор главной страсти, и открыться могут не иначе, как после ослабления и одоления главной страсти.

Ни один человек не рождается со страстью определенною. Каждый из нас приходит в свет сей только с семенем всех страстей – самолюбием. Сие семя потом жизнью и свободною деятельностью развивается, растет и раскрывается в большое дерево, которое ветвями своими покрывает всю область грехов. Из самолюбия вырастают: гордость, сребролюбие и сластолюбие. Из этих главных стволов греховного дерева идут ответвления: тщеславие, зависть, ненависть, гнев, уныние, похоть, которые в свою очередь рождают уже бесчисленное множество страстей и порочных наклонностей.

Другая первопричина всех страстей – есть самоугодие. Самоугодие – склад души, по коему она делает все только в угодность себе наперекор требованиям совести.

Итак, сребролюбие есть страсть к приобретению денег или других материальных благ. Эта страсть была присуща человеку после грехопадения Адама и сохраняется доныне. А.С.Пушкин в «Заметках русской истории XVIII века» (1822) бюрократию периода Екатерины II охарактеризовал одной фразой: «От канцлера до последнего протоколиста все крало и все было продажно». Последующие века не смогли избавить правительственный аппарат от этих пороков.

«Крадут» – определил происходящее в России в 1810-е Н.М.Карамзин. К середине XIX века эти пороки поразили все звенья государственного аппарата, стали обычным и повсеместным явлением. Взяточничество не презиралось, наоборот, был своеобразный героизм в роскошных праздниках и кутежах.

Отношение общества, в то время, к допускавшим злоупотребления было более чем терпимым: «кто много получал, тот и высоко почитался, кто получал мало или ничего не получал, кроме жалованья, тот мелко плавал в общественном мнении». Такой критерий оценки чиновника был вполне закономерен: чиновник «берущий более удобен для общества, чем «праведник» (2).

В наши дни коррупция, сохраняя в трансформированном виде все отличительные черты прошлого, приобрела ряд новых качеств. Коррупция выходит за рамки национальных границ и требует глобального подхода потому, что доходы от нее после «отмывания» включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подрывая государственные и международные институты власти и экономики. Она стала серьезно угрожать верховенству закона, правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости.

Так что же такое коррупция – норма или патология? В условиях современных реалий этот актуальнейший вопрос стоит не только перед всем мировым сообществом и каждым отдельным государством; в той или иной степени он касается каждого человека, каждого члена современного цивилизованного общества. Коррупция сегодня настолько глубоко захватила все слои общества и все виды власти, что практически стала нормой жизни Российского общества.

Каким нравственным авторитетом будет обладать власть и конкретное должностное лицо, если будет побеждена коррупция. Тот же полицейский станет первым помощником населению в любых затруднительных ситуациях. При таком положении гражданин будет стремиться соблюдать закон и другие предписания власти. Именно поэтому освободить общество от коррупции – долг каждого гражданина, если мы хотим радикально изменить отношения народа и власти. Для этого необходимо сделать всего лишь две вещи: каждому гражданину надо отказаться от дачи взятки; и каждому должностному лицу надо отказаться от получения взятки. Для религиозного человека это может произойти при одном условии: если мы будем помнить о смерти и о том, что наша душа предстанет на суд Божий. Оправдаемся ли мы тогда?

Если мы не включим совесть в систему предупреждения коррупции, то все наши усилия, в том числе и в законотворческой сфере, будут тщетны.

Заведующий сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с
Вооруженными силами и правоохранительными органами,
протоиерей Александр ШЕСТАК

1. Архимандрит Георгий (Тертышников). Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.,1999. С.418.

2. Годунов И.В. Энциклопедия противодействия коррупции. Изд. НИИПрОП. 2010. С.7.

Просмотров: 1097