• Московский университет МВД России им. В.Я.Кикотя - крупнейшее государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МВД России, в котором реализуется фундаментальная академическая и профильная подготовка кадров для органов внутренних дел. Университет на качественно новом уровне готовит специалистов для большинства подразделений МВД. Первое из образовательных учреждений МВД на территории которого построен храм.

    Указом Президента РФ №566 от 12/08/20014 университету присвоено имя В.Я. Кикотя.
  • Храм открыт ежедневно с 10.00 до 19.00.

    Богослужения совершаются в Воскресные и Праздничные дни.

    Подробнее о Богослужениях смотрите в Расписании.

  • Многие офицеры и высшие чины МВД молятся в храме, живут церковной жизнью, стараются исполнять заповеди Божии. Но делают это в тишине, не напоказ.

    Курсанты и преподаватели Университета могут прийти в храм и священники обязательно помолятся Богу, чтобы начать путь к Нему.

    Достаточно прийти в храм и оставить записку со своим именем и именами близких людей.

  • Для тех кто уже вступил на путь спасения или хочет внимательнее разобраться в духовных основах жизни проводятся лекции по основам Православия.

На Святой земле

Категория: Записки священника Опубликовано: 14.09.2017

05 01bПо милости Божией в прошлом году мне довелось посетить самое святое место на Земле — Иерусалим, причем во время Пасхи — самого главного православного праздника. Трудно найти слова, которые могли бы описать мое состояние на этой земле, по которой ходил Своими святыми стопами Иисус Христос. Сам воздух пропитан нежнейшим ароматом — ладаном, словно совершается непрестанное каждение и все живое славит и благодарит Господа.

Затаив дыхание, въезжали мы в Иерусалим. Перед нами открывалась современная жизнь старого мира. Здесь зарождалась история человечества — здесь, вероятно, она и закончится.
Разместившись в гостинице и побросав вещи, не сговариваясь, устремились в Старый город — к центру Вселенной. Войти в Гроб Господень нам не удалось: слишком большая очередь, и мы уже не спеша осматривали все, что находится рядом. Вот Камень помазания. От него исходит удивительное благоухание — и все, у кого что было под рукой: шарфы, платки, чистые носовые платочки, салфетки,— прикладывали их к Камню.

Во внутренней галерее храма уже издалека виден столб, к которому во время бичевания привязывали Иисуса Христа.

Над столбом — икона, изображающая это событие. По словам нашего гида Александры, в 2001 году из иконы, из правой голени Христа, стала истекать кровь. Она капала на мраморный пол, и паломники ринулись промокать платочками красные капли. Но капли исчезали — платочки оставались белыми. А на иконе до сих пор сохраняется след от кровоточения.
Движемся дальше, за стеклом каменная глыба — основание горы Голгофы.

Левая сторона обагрена кровью Христовой. Так обильно она могла пролиться после известных евангельских событий: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин 19. 34). Мы поднимаемся на Голгофу и прикладываемся к тому месту, где стоял Крест Христов. Поклоняемся, прикладывая свои маленькие кресты.
                  У выхода из храма останавливаемся у колонны, расщепленной полтысячи лет назад. В тот год Православного Патриарха не допустили в Гроб Господень. Но Господь Сам указал, кто должен получить Благодатный огонь, который и сошел на Патриарха из расщелины, образовавшейся в колонне.
Поклонившись главной святыне Иерусалима, едем в Вифлеем, расположенный в Палестине. На контрольно-пропускном пункте Александра (еврейка по национальности и иудейка по вероисповеданию) пряталась под сиденьями в заднем салоне автобуса: израильские власти запрещают евреям въезжать на палестинские территории. На первом сиденье оставался лишь священник, и военные беспрепятственно пропустили нашу группу, особенно когда им сообщили, что паломники — из России.
По пути остановились на Поле пастушков, о которых читаем в Евангелии от Луки: «И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк 2. 16). В праздник Рождества Христова у нас практически в каждом православном храме устраивается вертеп — как образ того места, где родился Христос. В Вифлееме мы этому святому месту поклонились. Вифлеемская звезда, изображенная на полу в пещерке Рождества, как и две тысячи лет назад, светит всем, кто ищет Истину и смысл своего бытия. Подобно пастухам и волхвам, которые пришли поклониться родившемуся Младенцу, тысячи и тысячи паломников со всех концов земли припадают к камням — неложным свидетелям начала нашего спасения.
В 40 минутах езды от Вифлеема расположен монастырь Саввы Освященного. Поклонившись мощам преподобного Саввы и Иоанна Дамаскина, мы собрались в обратный путь, но один из насельников предложил нам по чашечке некрепкого, но очень вкусного кофе. Такой теплый прием помог нам перенести ожидавшее нас вскоре искушение: микроавтобус в назначенное время не прибыл, и мы, палимые солнцем, коротали время, общаясь с осликом и его хозяином.

Закончился день вечерней службой в Горненском женском монастыре. Наутро, в Великий Четверток, мы были в Русской миссии в Иерусалиме. Господь распорядился так, что с разрешения игумена Тихона (ныне он архимандрит, начальник Русской миссии) я принял участие в совершении Божественной литургии. Этот островок России, особенно после причастия Святых Христовых Тайн, придал нам сил и духовной радости в деятельном ожидании предстоящего великого события. И хотя происходит оно ежегодно, а для местных жителей как-то даже и обыденно, для нас, паломников из России, как, впрочем, и из других стран, оно становится одним из главных духовных событий всей жизни.

Накануне Великого Пятка мы прошли по пути, которым две тысячи лет назад Иисус Христос шел с Крестом на Голгофу.

Еще не было толпы, и мы внимали словам Александры, стараясь запомнить места, где останавливался Христос, изнемогавший от побоев и тяжести Креста. Больше всего запомнилась четвертая остановка, где, по преданию, Пресвятая Богородица вытирала пот и кровь с лица страдающего Сына.
Четвертая остановка на Крестном пути

На следующий день мы увидели подлинные следы страданий Христа. Господь содержался отдельно от разбойников, на большой каменной плите с отверстиями для ног, чтобы стражники могли надежнее стеречь Того, Кто добровольно предал Себя на распятие. Там Его продолжали избивать, о чем свидетельствуют обильные пятна Крови, не исчезающие и поныне...
Но вот все пришло в движение. Священнослужители и паломники с крестами, большими и маленькими, тесня друг друга, но без излишней суеты шли крестным путем Спасителя к месту, где окончилась Его земная жизнь,— Голгофе. Какую голгофу Господь готовит каждому из нас, достанет ли духовных сил это понести? Вглядываясь в лица идущих рядом, я понимал, что не меня одного посетили такие мысли.
Подняться сразу после крестного хода на Голгофу наша группа не смогла, и мы предприняли еще одну попытку достояться в многолюдной очереди и приложиться ко Гробу Господню. Очередь, к нашему удивлению, двигалась живее, чем прежде. Люди обменивались увиденным, молились. Да и можно ли не молиться на этом самом главном месте вселенной! О чем просить Господа, Который и так видит наши сердца? Конечно же, о здоровье телесном и душевном наших близких, тех, кто нуждается в помощи Божией, но вместе с тем уста как бы сами собой беззвучно взывают: «Господи! Дай мне силы донести крест». Только выйдя из Гроба Господня, понимаешь, какая благодать Святого Духа здесь пребывает.
В гостиницу шли молча, словно боясь расплескать невместимое чувство душевной тишины. Но в этот день оставалось еще очень важное дело — посещение Гефсимании. Час отдыха, и мы снова в пути.
Наша дорога пролегала мимо Стены плача, уцелевшей от Иерусалимского храма, построенного Соломоном. О чем молятся иудеи у Стены плача? Конечно же, о здоровье, о своих семейных проблемах и... о скорейшем приходе Мессии. Для иудеев Христос — не Мессия. Александра рассказала нам о ходе восстановления Иерусалимского храма: все внутреннее убранство уже готово, остается дело за малым — получить разрешение мусульман, поскольку именно они владеют этой территорией.
Стена плача


Гефсимания

                             
У мощей преподобномученицы Варвары   

В Гефсиманском саду

За стеной Старого города открылась удивительная картина: Гефсиманский сад и немного выше золотые купола храма Равноапостольной Марии Магдалины — здесь Господь сподобил нас приложиться к мощам святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары и помолиться при выносе плащаницы. Огромные оливковые деревья Гефсиманского сада помнят двухтысячелетнюю историю. Сюда приходил молиться Иисус Христос. Здесь находится камень, на котором Господь наш в последние дни перед распятием молился о Чаше. Евангельские события переживаются в Гефсимании как бы заново. Вспоминаются слова Спасителя: «Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» (Мф 26. 46). Не предать Христа — вот что оказывается главным в нашей жизни. А мы Его не то что предаем, а распинаем уже в который раз своими грехами.
Великая Суббота для нашей паломнической группы началась рано, в 4 часа утра. В 4.30 мы уже вышли из гостиницы и часа через два протиснулись на крышу храма, к лестнице, по которой духовенство Греческого Патриархата проходит в храм Гроба Господня. Распорядители расчищают им дорогу окриками и властными ударами жезлов о ступени.
Еще три часа томительного ожидания, и наконец нас небольшими партиями стали пропускать в храм. Мы шли, не чувствуя под собой земли,— словно мотыльки летели на Огонь,— и неожиданно для себя оказались в 15—20 метрах от Гроба Господня. Но очень скоро пришлось изменить диспозицию: народ прибывал с такой интенсивностью, что уже через пять минут началась давка. На нас напирали, как регбисты на поле. Нескольких пострадавших перенесли в специальный коридор, где им оказывали медицинскую помощь. На подмогу полицейским прибыли военные и сотрудники спецподразделений. Складывалось впечатление, что основная часть паломников (к сожалению, в большинстве своем русскоязычная) пришла увидеть чудо, а не получить Благодатный огонь.
Передислокация лишь отчасти облегчила ситуацию: все четыре часа, которые оставались до схождения Огня, в этом, как показалось вначале, тихом месте народ напирал на нас, пытаясь протиснуться хотя бы на шажок поближе. Существенное облегчение мы почувствовали, когда полицейские начали раздавать воду в пластмассовых стаканчиках всем, кто хотел пить.

У Гроба Господня

Примерно за час до ожидаемого события появились православные арабы с бубнами, верхом друг на друге. Пританцовывая, они скандировали известные всему миру слова: «Наша вера правая, вера православная». Вскоре послышалось: «Аксиос, аксиос, аксиос» — так приветствовали появление Иерусалимского Патриарха Феофила. Он шествовал в центре процессии, огибавшей Гроб Господень. Принять Благодатный огонь может только достойный этой величайшей милости. Господь Сам избирает кроткого и смиренного — как прежде избирал Себе пророков — и поставляет Иерусалимским Патриархом.

Благодатный огонь

Сидя на диване перед телевизором и между чашкой чая и новостными каналами наблюдая схождение Благодатного огня, не до конца осознаешь, сколь драматичным может стать этот момент истины. Вот процессия духовенства совершила четвертый круг. Уже не скандируют «аксиос». Тишина воцаряется в наэлектризованном ожиданием храме. «Что будет, если Огонь не сойдет?» А его все нет. Ощущение Богооставленности... Как долго тянется время... И вдруг — радостные возгласы, дробно и весело затрезвонили колокола! Несколько спортсменов-бегунов пробежали по образованному в толпе коридору с факелами Благодатного огня.
Весь храм наполнился дымом и горящими пучками свечей. Усталая радость разливалась по всему живому, что еще способно было думать, ходить, дышать. Кто-то омывал лицо Благодатным огнем. Несколько мгновений можно было держать руку в пламени свечей. Фотографировались. Никто никуда не торопился, не толкался.

Пасхальная служба в Русской миссии

Вид на Иерусалим с Елеонской горы

Обмениваясь впечатлениями, не спеша потянулись к выходу. Уже через час были в гостинице. Надо было отоспаться перед главным православным праздником. Но уснуть так и не удалось: слишком значимым оказалось событие. Тем не менее два часа горизонтального положения дали определенную свежесть всему организму, особенно ногам.
Ночной Иерусалим жил своей обычной жизнью: тридцать градусов жары, у маленьких магазинчиков слышны оживленные голоса молодых людей. Наконец мы в храме Русской миссии. Впечатление, словно попал домой, в один из московских храмов: слышна только русская речь, много знакомых священников. Кто-то окликает меня по имени, оборачиваюсь — прихожанка Благовещенского храма. Она не верит глазам: встретила своего батюшку за тысячу километров от Москвы.
Ночная служба здесь совершается позже, чем в храме Гроба Господня. Облачившись в белое, по команде предстоятеля очень тихо запеваем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Начинается Пасхальная служба: крестный ход и все как полагается по уставу. Сердце переполняется радостью. Сподобит ли Господь еще раз посетить Святую землю?
«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Без конца слышны эти полные надежд и восторга возгласы. Он действительно воскрес — и не может быть иначе: тогда потеряется всякий смысл нашей жизни.
В гостиницу шли не спеша, с неизъяснимым чувством свершившегося. Три часа сна, скорее дремы — и мы опять в автобусе: нас ждет Назарет. С Елеонской горы открывается великолепный вид на Иерусалим. Словно не древнейший город, а весь мир, вся наша история распласталась в благодарном поклоне перед Спасителем, возносившимся на Небо. В маленькой часовне с благоговением прикладываемся к следу стопы Иисуса Христа, запечатлевшемуся на камне в момент Его Вознесения.

След стопы Спасителя

Некоторое время едем по пустыне. Появляется гладь Галилейского моря или, как его еще называют, Геннисаретского озера. Иордан втекает в него на севере и вытекает на юге. Вспоминается тропарь на Богоявление: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». И еще: «Море виде и побеже, Иoрдан возвратися вспять».
Два часа нам отводится на купание. В заранее приобретенных рубашках, затаив дыхание спускаемся по отлогому каменистому берегу; берег у самой воды и дно реки выложены мелкой галькой. Входим в прохладу святой реки и трижды с молитвой погружаемся с головой. Кто-то выходит и вновь возвращается — уже просто поплавать, еще и еще раз умыть лицо, омыть тело святой водой.
В Назарет приехали вечером. Из гостиницы весь город виден как на ладони. Впервые вовремя легли спать, но выспаться все же не удалось: в 4.30 утра на весь город по громкоговорителям совершается намаз. Большинство населения Назарета — мусульмане, хотя здесь есть и христиане, и иудеи. Какой бы разразился скандал, если бы в Москве из православных храмов транслировалось богослужение! А здесь большинство диктует свою волю без оглядки на какие-то права человека. Другие ценности, другое восприятие действительности. Накануне, когда мы ехали в Назарет, примерно в 13.30 все машины остановились, водители вышли и некоторое время стояли, склонив головы. То же сделал и наш шофер. Видимо, соблюдался некий ритуал, нарушить который никто не дерзал.

Иордан

Каменный водонос

Намаз был недолгим, но спать больше не хотелось. Мы, также помолившись и скромно позавтракав, направились в Кану Галилейскую. По пути вспоминали евангельское повествование: «Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха» (Ин 2. 7).
Кана Галилейская — обычный израильский городок. В храме, который построен на том месте, где Господь претворил воду в вино, мы сразу увидели два каменных водоноса вместимостью литров 15—20. Эти свидетели первого чуда, совершенного Иисусом Христом, стоят у икон Пресвятой Богородицы и Спасителя.
На каждом шагу встречая святыни, мы к ним как бы привыкаем, по крупицам растрачиваем благоговение и оттого недополучаем благодать. Вспоминается «Незакатный свет» Владимира Крупина. Если я был в Иерусалиме и не стал лучше, зачем же я тогда ездил? — спрашивает он и приводит рассказ, услышанный от монахини Горненского монастыря. Некий человек так возлюбил Христа, что всю жизнь посвятил Ему. Он всегда стремился в Иерусалим, но считал себя недостойным, и все молился, и постился, и причащался. Наконец пошел пешком. И вот, уже подойдя к Иерусалиму, подумал: «Нет, я недостоин войти в город Спасителя. Я только возьму три камня от его стен и пойду обратно». Так и сделал. В это время старцы иерусалимские сказали: «Надо догнать этого человека и отнять у него два камня, иначе он унесет всю благодать Вечного города».
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Господи! Дай и нам хотя бы немного смирения и сохрани благоговение к святыням. Их на Святой земле очень много, ходишь и словно читаешь Евангелие: здесь Господь сотворил чудо, там изгнал бесов, а вот тут, на берегу моря, ученики Его услышали заповеди блаженства. И так на каждом шагу. Вот куст терновника. Его острые шипы впиваются в ладони при малейшем прикосновении. Каждый почувствовал это на себе, срывая ветви в память о страданиях Христа.

Куст терновника

Приближаемся к Фавору. Словно чья-то рука вычертила правильную, симметричную форму этой горы. Именно здесь совершилось Преображение Господне: «Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» (Лк 9. 28). Легко сказать, взошел — Фавор находится на высоте 600 метров над уровнем моря, пешком до вершины идти часа два. «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк 9. 29). Господь нам показывает, как надо молиться, и не только молиться, но и приуготовляться к этому: подняться гор, подумать о горнем, воспарить душою к небу — а мы все куда-то торопимся, суетимся...
Мы любовались храмом Преображения Господня и отдыхали от «паломнического бега», здесь нам было хорошо. И вспомнились слова апостола Петра: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи...» (Лк 9. 33). Но пора спускаться «с неба на землю». Юркий микроавтобус за несколько минут доставил нас на стоянку автобусов...
В Назарете успеваем посетить храм Благовещения Пресвятой Богородицы. В одном из его уголков, на полу под стеклом, едва уловимые черты пещерки, в которой и жили плотник Иосиф, Пресвятая Богородица и Ее Сын Иисус. Неподалеку расположен маленький храм с источником, у которого Пресвятая Дева получила благую весть от архангела Гавриила; над ним — икона Благовещения. Прохлада от источника привлекает паломников. Удивительно чистая и вкусная вода. Благолепие храма дополняется красивыми резными киотами.
Время неумолимо бежит. Мы снова в дороге — едем в аэропорт. Справа очень далеко голубеет полоска Средиземного моря. По пути заезжаем в храм Святой праведной Тавифы, воскрешенной апостолом Петром. Перед посадкой в самолет совершаем молебен о путешествующих и прощаемся со Святой землей. Сердце в смятении, оно как бы раздваивается в своих чувствах: уже давно хочется домой, и в то же время остается желание дышать этим воздухом, ходить по этой земле, быть сопричастным евангельским событиям и, быть может, через это приблизиться к Царству Небесному.

Молебен в аэропорте

Прощай, Иерусалим, прощай, Назарет, прощай, Святая земля, хотя сердце и прикипело к тебе. Если Богу будет угодно, еще свидимся; если нет, то пусть останутся на память эти скромные паломнические записки и фотографии.

Просмотров: 1113