Крест или хлеб? Наш выбор

krossbread smПочему же мы ставим разделительный союз «или», а не соединительный: и крест, и хлеб? Можно сказать и так, как говорила блаженная матушка Матрона: «…придет время, когда перед вами положат крест и хлеб и скажут: выбирайте»… Как ни изворачивайся, а все равно придется выбирать: или крест, или хлеб. Да мы ведь, по сути, выбираем каждую минуту: жить с Богом или без Бога, согрешить или воздержаться от греха.

Откуда пришла эта мысль о кресте и хлебе? В последнее время в средствах массовой информации публикуются материалы о новом образце документа, который предполагается выдавать каждому гражданину Российской Федерации. Речь идет о так называемой универсальной электронной карте. 
Чтобы проверить, насколько печатная информация соответствует различным слухам и толкам, которые в изобилии валятся на наши головы, пришлось покопаться в Интернете. То, что я обнаружил, потянуло меня к перу, а перо — к бумаге. Но все по порядку. 
27 июля 2010г. был принят Федеральный закон Российской Федерации за номером 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Обычный закон, как и многие сотни других законов, принимаемых нашей властью на свое усмотрение. Как раз во время принятия этого закона очень бурно обсуждался другой закон — «О полиции». Какой из них важнее и значимее для общества? Власть посчитала, что о полиции, и предложила его всенародное обсуждение. Мы, конечно, понимаем, что если предварительно обсуждать все законы, то наше государство и общество надолго задержатся в своем развитии. Но все же, есть такие законы, которые непосредственно касаются любого без исключения гражданина. И, как говорится, «под шумок» был принят закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». 
Первые строки этого закона обычные, какие и должны быть в любом законодательном акте. Далее немного интереснее. Согласно статье 5 вышепоименованного закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на их получение в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (значимые слова выделяются мною подчеркиванием). 
И далее несколько раз повторяется в различных статьях очень важное положение, фиксирующее право гражданина получать государственные и муниципальные услуги не только в электронной форме, но и в иных формах, по выбору. 
Что же представляет собой эта универсальная электронная карта? В статье 22 мы читаем: 
«1. Универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме. 
2. Универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина. Универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг. 
3. Универсальная электронная карта должна содержать следующие визуальные (незащищенные) сведения: 
1) фамилию, имя и (если имеется) отчество пользователя универсальной электронной картой; 
2) фотографию заявителя (в случае выдачи универсальной электронной карты по заявлению гражданина в порядке, установленном статьей 25 настоящего Федерального закона); 
3) номер универсальной электронной карты и срок ее действия; 
4) контактную информацию уполномоченной организации субъекта Российской Федерации; 
5) страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации». 
Итак, фотография на универсальной электронной карте будет только в том случае, если гражданин добровольно напишет заявление на ее получение. 
Кроме того, каждая универсальная электронная карта будет иметь электронные приложения, обеспечивающие: 
получение государственных услуг в системе обязательного медицинского страхования (полис обязательного медицинского страхования); 
получение государственных услуг в системе обязательного пенсионного страхования (страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования); 
получение банковских услуг (электронное банковское приложение). 
В статье 24 появляются некоторые, уже не совсем прозрачные положения. То, что порядок выпуска универсальных электронных карт устанавливается Правительством Российской Федерации и эти карты являются собственностью субъекта Российской Федерации – не вызывает возражения. Но вот следующее положение, мягко говоря, вызывает вопросы. В пункте 5 этой статьи говорится: «Порядок компенсации и (или) софинансирования расходов на выпуск, выдачу и обслуживание универсальных электронных карт устанавливается Правительством Российской Федерации». 
А разве все это не на народно-государственные деньги? Или «заграница нам поможет»? А если заграница, тогда что из этого может получиться? 
Далее ситуация будет развиваться стремительно. Статья 25 предусматривает порядок выдачи универсальных электронных карт по заявлениям граждан. С 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года включительно универсальные электронные карты выдаются гражданам на основании их заявлений о выдаче универсальной электронной карты. (По некоторым сообщениям в Интернете, начало выдачи карт откладывается на один год, до 1 января 2013 года. Иностранные инвесторы в очередной раз наткнулись на русское «авось» и русскую склонность «долго запрягать», но все равно этого нам не миновать). 
Выдача универсальной электронной карты гражданину осуществляется на бесплатной основе уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации. 
Во-первых, что же это за «уполномоченная организация»? 
И, во-вторых, какие это события должны будут случиться, что за два года планируется выдать упомянутые карты? 
Статья 26 предусматривает порядок выдачи универсальных электронных карт гражданам, не подавшим в установленные сроки заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты. 
Нам может показаться, что государство заявляет о добровольности получения универсальных электронных карт. Если бы это было так на самом деле, то был бы другой порядок получения этих карт: не было бы никаких сроков. Но оказывается, все иначе. Универсальная электронная карта выдается в обязательном порядке гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года заявления о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлением об отказе от получения этой карты. В данном случае выпуск универсальной электронной карты осуществляется на основании информации о персональных данных граждан, которая имеется у исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Правда, власти заявляют, что и после вручения этих карт гражданам, которые не писали заявлений на их получение, гражданин имеет право отказаться от этой карты, причем в любое время. 
Этот шаг власти понятен. Наше население будет долго раскачиваться. Именно поэтому и предусмотрен добровольно-принудительный порядок выдачи карт. 
Далее мы читаем: «Правительством Российской Федерации может быть установлен более ранний срок выдачи универсальных электронных карт, в целях удостоверения прав гражданина». 
А что же паспорта, они что, станут к тому времени (к 1 января 2014 года) недействительными? 
Пункт 4 ст.26 гласит: «Субъект Российской Федерации публикует не позднее 1 января 2014 года в общероссийском или региональном печатном издании, выходящем не реже одного раза в неделю, а также размещает в сети Интернет на официальном сайте субъекта Российской Федерации извещение о выпуске универсальных электронных карт гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты. Извещение должно содержать информацию о сроках и порядке выпуска, порядке доставки универсальных электронных карт, правах граждан, а также перечень банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией. 
Порядок доставки универсальных электронных карт, в том числе лично гражданину, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. 
Гражданин имеет право отказаться от использования универсальной электронной карты в любое время после истечения срока, установленного законом. В случае отказа гражданина от использования универсальной электронной карты такая карта подлежит аннулированию». 
Вот краткий обзор, насколько это возможно, Федерального Закона 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Скорее всего, в нем и нет никаких подводных камней, и тревогу бить, может быть, еще рано, тем более, что власть разрешает поступать, как хочешь, можешь и отказаться от получения электронной карты. 
Но в законе ничего не говорится о последствиях отказа от карты. Единственное, что нам всем надо усвоить: тот, кто отказывается от получения УЭК, должен написать заявление об отказе, а государственные органы или специально назначенные уполномоченные организации, по-видимому, должны зафиксировать этот отказ и, как бывало не раз в нашей славной истории, зафиксировать каждого, кто отказался от получения УЭК.
  Как будет использована эта информация, можно только догадываться. А кто догадался, тот поймет, что мы все оказались в хитроумной ловушке – даже не понадобился бесплатный сыр. Подтверждение тому — ответы наиболее продвинутых должностных лиц в новостных передачах. На вопрос: «Как быть, если будут отказываться от получения карт?» мы услышали четкий ответ: «Мы заставим всех принять эти карты». 
А как же право каждого гражданина на отказ от получения карты, зафиксированного в законе? Закон — что дышло, куда нужно, туда и повернут. Как всегда, забыли спросить у народа: нужны ли ему вообще эти универсальные электронные карты? Кто диктует Государственной Думе принимать такие законы, кто автор законопроекта, кто оплачивает эти законопроекты? Во время сталинских репрессий был один любознательный человек, который часто спрашивал: куда исчезают его товарищи? Потом и сам бесследно исчез. В отличие от этого человека, мы знаем, кто заказывает музыку, и вопрос наш чисто риторический. Но мы знаем и другое, что история, если и повторяется, то в виде фарса. Ждать осталось немного. Бог даст, и мы доживем, только с одним условием: не будем задавать вопросы – обо всем две тысячи лет назад написал святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. 
Жизнь не стоит на месте, не так давно мы даже представить себе не могли сотовые телефоны и компьютеры, теперь без них не можем и дня прожить. Они стали практически для каждого таким же необходимым предметом, как ложка или вилка во время обеда. Процесс освоения электронного пространства не остановим. Чиновники от государства стремятся унифицировать человеческие отношения, совершенно не заботясь о духовной стороне последствий всеобъемлющей модернизации общества. В настоящее время не составляет большого труда отслеживать местонахождение и движение материальных средств обладателя универсальной электронной карты. Все руководство Министерства обороны и других важных ведомств будет, как на ладони, прозрачной и просвечиваемой станет далеко не только частная жизнь каждого. Может быть серьезно нарушена безопасность страны.
Как же Русская Православная Церковь относится к этой проблеме? 
В Определении Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» от 4 февраля 2011 года в пункте 45 говорится: «В связи с поступлением многочисленных обращений верующих Собор считает необходимым проведение переговоров с органами государственной власти с целью обеспечения добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт. Люди, не принимающие их, не должны подвергаться дискриминации, в том числе при получении медицинской помощи и социальных благ». 
Правда, здесь ничего не говорится о том, как же поступать православному христианину: получать карточку или нет? Наверное и не должно быть никакого указания. Поскольку можно только догадываться о соотношении позитивного и негативного в результате введения универсальных электронных карт. Чего здесь больше? Не повлечет ли отказ от карты ограничения в гражданских правах и резкого снижения материального достатка? Видимо, поэтому и нет прямого указания Церкви. Каждый должен решать для себя сам, советуясь со своей совестью. 
Вместе с тем высказываются различные мнения. 
«Это проблема, которая сегодня волнует многих людей», — отметил 16 апреля с.г. в программе епархиальной телестудии «Восхождение» митрополит (на момент выступления – епископ) Саратовский и Вольский Лонгин, отвечая на вопрос телезрительницы, как поступать православному человеку в связи с внедрением универсальной электронной карты. И далее, как сообщает сайт «Православие и современность» , владыка Лонгин сказал: «Совсем недавно в Общественной палате РФ состоялись слушания по этому поводу, я был в числе их участников. Как быть с теми людьми, которые по религиозным соображениям отказываются брать эти электронные карточки? Честно говоря, я не очень согласен с тем, что сейчас могут быть религиозные причины для такого отказа. Хотя, конечно, все мы понимаем, что электронная система учета и контроля за всем и за всеми имеет тенденцию постепенно превратиться в большой электронный концлагерь. Такой, что концлагеря сталинского или гитлеровского режимов будут выглядеть на фоне этого лишь детским лепетом. Такая тенденция совершенно четко просматривается. Конечно же, можно вспомнить и Оруэлла, и "Мы" Замятина. Достаточно много было умов, которые как бы прозревали, что современная гедонистическая цивилизация постепенно придет к тотальному контролю над личностью, и мы идем к этому». 
Вместе с тем, заявил епископ Лонгин, религиозного смысла в навязывании электронных карт он не видит. Отвечая на вопрос, не будет ли грехом, если православный человек возьмет такую карту, архиерей сказал: «Нет, конечно, нет. Сегодня люди пользуются банковскими картами, проездными и другими электронными документами. Так же, как использование компьютера или каких-то других современных средств связи, коммуникации не является грехом, если мы используем их в должных целях. Вы же понимаете, что на компьютере можно напечатать Библию, а можно смотреть всякую гадость». 
А вот еще одна точка зрения. 
Владыка Питирим, епископ Сыктывкарский и Воркутинский выступил с заявлением в связи с внедрением в России универсальной электронной карты. «Для человека неверующего, незнакомого со Священным Писанием и Преданием, проблема введения в обращение средств электронной идентификации, таких, как "универсальная карта", может показаться надуманной или малозначительной. Но мы, православные церковные люди, обоснованно относимся с осторожностью и недоверием к попыткам государства установить электронный контроль над своими гражданами. Ибо имеем на то свидетельства из Апокалипсиса и пророчеств Святых Отцов: «...и он (антихрист) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его…» ( Откр. 13: 16-17 ). В связи с этим не можем оставаться в стороне, но должны участвовать в решении этой проблемы», — приводятся слова владыки Питирима в опубликованном 16.03.2011 комментарии на сайте Сыктывкарской и Воркутинской епархии в связи с внедрением у нас в России универсальной электронной карты. 
«Безусловно, пока не идет речь «о той самой печати», ради принятия которой потребуют отречения от Христа. Все это только репетиция принятия печати, этап подготовки социального сознания человека. Поэтому мы должны думать о тех православных людях, гражданах России, которые не захотят, по религиозным убеждениям, принять универсальную электронную карту. Их права ни в коем случае не должны быть ущемлены. Обязательно должен быть предусмотрен альтернативный вариант, согласно которому человек может отказаться от подобной «навязанной услуги» и при этом продолжать полноценно жить в обществе, не испытывая проблем с перемещением, получением медицинской помощи, оплатой товаров, начислением зарплат и пенсий», — отмечает владыка. 
9 марта 2011г. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин направил председателю Московской городской думы В.М. Платонову письмо в связи с рассмотрением проекта закона города Москвы «Об универсальной электронной карте». В этом письме, в частности, обращается внимание на то, что « Русская Православная Церковь признает право людей не принимать определенных символов и технологий, разделяет серьезные опасения, возникающие в обществе по этому вопросу. В настоящий момент из-за проблем, связанных с внедрением универсальных электронных карт, нарастает напряжение в некоторых общественных кругах. Тысячи людей обеспокоены, что без их согласия и участия формируется система, при которой вся жизнь человека ставится в зависимость от наличия и функционирования электронного устройства, позволяющего фиксировать в единой базе данных самую разнообразную информацию, включая данные о частной жизни человека». 
Так что же делать и как поступить? Впереди еще два года возможных раздумий. Одни говорят, что нет никакого греха в принятии универсальной электронной карты, другие предупреждают о том, что принятие карты есть репетиция принятия печати антихриста. Многие так и думают, мол, сейчас возьму эту карту, а когда будут ставить печать, то откажусь от нее. Через два-три года в этой универсальной электронной карте будет наше все: и материальное благосостояние, и здоровье, и права на получение государственных и муниципальных услуг… И вдруг отказаться от всего этого? Некоторые уже сейчас заявляют: «А что такого, подумаешь, поставят чип на палец, главное, в каком состоянии находится наша душа, главное — вести церковный образ жизни в покаянии и исполнении заповедей Божиих». 
Как же поступить? Передо мной лежит книга «Он выбрал крест», книга о подвиге Евгения Родионова. У него был выбор: снять крест и надеяться выжить или умереть, но сохранить верность Христу. Он выбрал крест – вот и ответ. Впрочем, каждый волен поступать, как велит ему христианская совесть.


Протоиерей Александр Шестак

Просмотров: 1113