Достойно есть
Как причащаться, если у тебя сахарный диабет?
Как причащаться больному тяжёлой формой сахарного диабета? Ведь утром ему надо сделать инъекцию инсулина и поесть, то есть на Литургию он приходит уже не натощак, как положено перед Причастием.
Смысл евангельских заповедей состоит в любви к Богу и другому человеку. В Евангелии Господь подтверждает это неоднократно — и словом, и делом. Христос говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф 9:13; Мф 12:7). Множество чудесных исцелений, совершённых Господом, сопровождалось порой нарушением буквы Закона Моисеева (исцеления в день субботний или исцеление кровоточивой). Буква закона приводилась таким образом в соответствие с духом любви и милосердия. Так и в притче о добром самарянине дело любви ставится выше формальных предписаний закона. Помощь пострадавшему от разбойников оказывает самарянин, который в глазах правоверного израильтянина и вовсе является еретиком, в то время как священник и левит проходят мимо и формально исполняют закон (они не могли прикасаться к окровавленному телу, чтобы не оскверниться), но на самом деле пренебрегают главным в законе — заповедью о любви. Если в наше время больному человеку отказывают в Причастии или он сам отказывается от причащения изза невозможности быть строго натощак, то здесь явный грех формального следования букве общепринятых ныне правил и пренебрежение самым главным — духом любви и милости Христовыми. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53 ). Разве эти слова Самого Христа можно понимать двояко? Грехом является всё то, что отлучает нас от Бога как источника жизни вечной. И далеко не всегда это только видимо тяжкие грехи — очень часто это просто суетность, нераскаянность, невежество, лень, а то и ложный стыд (к примеру, побеспокоить батюшку просьбой прийти на дом к болящему), ложное понимание того, «как должно». Всем этим мы сами себя отлучаем от Причастия, а значит, от Христа и от Его Церкви. Главное условие, необходимое для Причащения Святых Христовых Таин, — наше покаяние, видение своих грехов и немощей, осознание того, что среди грешников «первый есмь аз». Остальные условия: чтение канонов и Последования ко Святому Причащению, то или иное количество дней поста, возможность быть натощак перед Причастием тоже необходимы, но не должны становиться стеною между Богом и человеком — в случае, если какое-либо из этих правил оказывается в принципе неисполнимым. Если совесть того, кто из-за болезни вынужден причащаться не натощак, смущается этим фактом, то и здесь можно найти определённый выход. К примеру, встать на два часа раньше обычного, принять лекарство, запить его; по необходимости же (как лекарство!) принять нужное количество пищи, после чего до момента Причащения уже ничего не вкушать. Пусть это будет меньший, чем у других, евхаристический пост, но и этот труд, совершаемый Христа ради, без сомнения, будет принят Господом как жертва благоприятная на духовную пользу кающемуся, в то время как уклонение — даже под видимо благочестивым предлогом — от Святых Таинств есть уклонение от спасающей нас благодати и духом евангельских заповедей оправдано быть не может. «Перестанем проводить жительство по указаниям нашего падшего разума, по влечению нашего падшего сердца! Начнём проводить жительство по указанию евангельских заповедей, по требованиям воли Божией. Жительствуя так, спасёмся» (святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о спасении и о христианском совершенстве. Аскетические опыты. Т. 2).
Как причащаться, если у тебя рассеянный склероз?
Здравствуйте, батюшка! У меня заболевание — рассеянный склероз, и так как болезнь аутоиммунная, пост соблюдать нет сил. Даже перед причастием три дня говения для меня испытание, но без причастия не могу. Наш священник в храме говорит, что нужно соблюдать. Получается замкнутый круг. Спаси Вас Господь! Наталья.
Уважаемая Наталья! Надо прямо признать, что данный священник ошибается, исходит из несколько формально понятых требований. Дело в том, что на самом деле для болящих, немощных и пожилых гастрономический пост перед причащением может ослабляться до полной его отмены, поскольку такого рода пост есть средство, а не самоцель. Богу угодно, чтобы мы причащались за Литургией, фактически, это есть заповедь Самого Христа Спасителя. Если же мы из-за невозможности поститься не будем причащаться, то отлучим себя от Церкви, что, в свою очередь, будет грехом, потому что грех есть всё то, что отлучает нас от Бога, от общения с ним. Поэтому, не сомневайтесь: имея веру и покаяние все мы призваны участвовать в Тайной Вечере Христа Спасителя! Желаю Вам выйти из этого «замкнутого круга» и не терять евхаристической (литургической) наполненности жизни!
Сколько раз и когда читать каноны перед причащением?
Здравствуйте, батюшка! У нас возникло разногласие по следующему вопросу. Накануне святого Причастия необходимо прочитать ряд канонов. Я начинаю их читать за два дня до причащения. А в самый день читаю Последование ко Святому Причащению. Моя знакомая мне сказала, что каноны, независимо от того, читала ли я их раньше, необходимо прочитать ещё раз в день или накануне Причастия. Пожалуйста, подскажите, как это делать правильно? Спасибо. Татьяна.
Правильно будет так, чтобы Вам было удобно пребывать в молитвенном покаянном устроении и с благочестивым желанием исполнять евангельские заповеди Господа нашего Иисуса Христа. Сам Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф 9:13), и всякие правила имеют свои исключения. Очень многое зависит от того, каково душевное и физическое состояние самого молящегося, степень его занятости, опытность в молитве, насколько часто он причащается и т.д. Если, к примеру, это многодетная мама, которая целыми днями занята опекой и уходом за детьми, то, как мы можем требовать от неё столь строго неукоснительного исполнения всех правил, если это будет совершенно не по силам? Другое дело, если какой человек не исполняет те или иные правила по лености: мог бы, скажем, вовремя помолиться, но вместо этого смотрел до двух ночи телевизор, тогда — да, это может быть грехом. А так, всякое молитвенное правило должно разумно соотноситься с реальными обстоятельствами жизни.
Отчего бывает забывчивость на исповеди?
Здравствуйте, батюшка. Недавно я соборовалась и теперь хочу спросить: если на исповеди забыл сказать грехи, то они прощаются в Таинстве Соборования? И отчего забывчивость бывает на исповеди? Екатерина.
Если у нас есть вера и покаяние, то грехи прощаются в каждом Таинстве, какие только есть в Церкви, к которым мы приступаем, потому что тогда к нам приходит благодать Божия, а основным свойством благодати является очищение от греха, спасение для жизни вечной. Поэтому важно не просто признание наличия у нас грехов, но стремление к исправлению жизни, к преодолению греха, к отделению грехов от нашего существа, к дистанцированию от них. Понятно, что будь у нас это стремление неослабевающим, то Господь своей милостью покроет все наши немощи, в том числе и забывчивость, коль скоро она была не преднамеренной.
Простит ли Господь за то, что причащалась в католическом храме?
Я эмигрировала в Италию одиннадцать лет тому назад. Я крещена в православной вере. Здесь, где я живу, нет рядом православного храма. И в трудное для меня время я пошла в католическую церковь и там исповедалась и причастилась, но душа моя не лежит к этой вере, и я больше не ходила туда никогда! Но гораздо позже у меня появилась возможность через Интернет прочитать много православной литературы, слушала проповеди православных священников и даже на шла документальное подтверждение того, что наш Господь Иисус Христос проповедовал именно православную веру. После этого я приняла решение больше никогда не изменять Православной Церкви! Я стала регулярно молиться, читать Библию, но боюсь, что за мой грех Господь не простит мне. Я собираюсь поехать в отпуск на родину и хотела бы пойти на исповедь и причащение в православный храм. В связи с этим хотела бы спросить, возможно ли это и как мне поступить, чтобы Господь простил мне мои грехи, потому как я сокрушаюсь в сердце моём и каюсь искренне?! Елена.
Уважаемая Елена! Нет никаких препятствий для покаяния! Тем более что Ваш «визит» к католикам был, скорее, ошибкой невольной, поскольку Вы оказались в окружении именно западной христианской культуры и быта. Напротив, поскольку Ваш выбор в отношении православия является вполне осознанным и обдуманным, то это ещё более ценно для Бога, чем действия необдуманные и невыстраданные. Правда, меня несколько удивляет следующее: неужели во всей Италии нельзя найти ни одного русского православного священника, который бы понял Вас? Попробуйте обратиться с этим вопросом непосредственно в канцелярию Московской Патриархии — вероятно, там могут поделиться сведениями, какие именно приходы нашей Церкви есть в стране Вашего нынешнего проживания и кто из священников там сейчас служит.
Сколько раз в год нужно причащаться?
Здравствуйте. Что означает крест, который человек носит на своей груди? Как мне исправиться в лучшую сторону? Как научиться не впадать в искушение? Сколько раз в год исповедоваться и причащаться? Спасибо. Да хранит Вас Господь. Алёша.
Уважаемый Алексей! Нательный крест каждого христианина являет собой образ орудия нашего спасения — Пречистого Креста Христова, с помощью которого Господь победил смерть как главное следствие греха и даровал нам совоскресение с Ним, со Христом, для жизни вечной. Именно благодаря тому, что спасение уже осуществлено во Христе, мы можем с Божией помощью становиться лучше и побеждать те или иные искушения, ведь, если с нами Бог, то кто против нас? Разумеется, осуществление этого даётся христианину нелегко и непросто, но на то и есть помощь Божия, чтобы взыскивать её, как и само Царство Божие, с усилием. Основа здесь — покаяние и стремление к общению с Богом, в том числе и в церковных Таинствах. Что касается частоты причащения как такового, то согласно святоотеческим правилам, причащаться христианину должно не реже, чем раз в месяц. Более редкое причащение, фактически, приводит к разрыву непосредственных отношений с Церковью. Более частое, чем раз в месяц, причащение не возбраняется, но его частота зависит от веры, глубины покаяния, решимости, опытности, добродетельности, жертвенности самого христианина, а также порой от воли духовника, если, конечно, таковой есть.
Как правильно причаститься?
Я совсем не знаю, как причащаться, но чувствую, что мне нужно это сделать. Спросить некого. Я часто бывал в церкви, молился. Как причащаться, когда это бывает? У меня нет духовника, но очень хочу, чтобы был, я не знаю, куда мне пойти и где найти его. Посоветуйте, пожалуйста. Олег.
Уважаемый Олег! Главное — это начать двигаться в нужном направлении! Для начала почитайте любую доступную литературу о Таинстве Евхаристии. Такого рода описания Вы можете легко найти и в Интернете. Если же сформулировать кратко, то суть Причащения в нашем участии в Тайной Вечере самого Христа. Божественная Литургия, которая совершается в каждом православном храме и есть та самая евангельская Тайная Вечеря. Хлеб (просфора) и виноградное вино, которые приносятся в алтарь, во время совершения Литургии по действию силы Божией освящаются как Тело и Кровь Христовы. И когда священник выходит с Чашей из алтаря, мы, христиане, можем причаститься Самому Христу, Его Святым Дарам. Ради этого в Церкви принята определённая подготовка. В неё, как правило, для здоровых людей входит два-три дня поста, чтение молитв перед Таинством Причащения, исповедь (совершается накануне или непосредственно перед Причастием), приход в храм с утра натощак (после полуночи ничего не едим и не пьём). Также рекомендуется то, чтобы евхаристический опыт был регулярным, то есть в этом опыте нам нужно стараться укрепляться и возрастать. Для этого начните регулярно причащаться, хотя бы не реже, чем раз в месяц. Что касается духовника, то он обретается опытно. Если будете регулярно исповедоваться и причащаться, то присмотритесь к священникам в том храме, куда Вам будет удобно ходить. Возможно, кто-либо из них сможет быть Вашим духовником. Помощи Божией!
Почему не всегда удаётся причаститься?
Батюшка, меня волнует следующий вопрос. Я редко причащаюсь, но недавно просто душа потребовала, и я решил, что необходимо причаститься. Пост держал только два дня, но довольно строго. Себя здесь не в чем упрекнуть. Прочитал все необходимые каноны и молитвы. С другой стороны, когда был на вечерней службе, то стало очень плохо. Несколько раз садился и до конца так и не достоял, веры не хватило, наверно. Когда приш ёл причащаться на следующий день (воскресный), то чудесным образом мне этого сделать не удалось. Сначала пропустил исповедь, затем и само Причастие. Я очень сильно расстроился. Что мне думать? Возможно ли это из-за недостаточного покаяния? Мне оно трудно даётся, честно говоря. Спасибо! Павел.
Уважаемый Павел! Христос желает нам всем спасения, почему и дарует нам Самого Себя в пищу духовную в Таинстве Причащения, в то время как диавол, желая нам погибели, является источником всякого смущения, искушений, лжи. Редкое или эпизодическое причащение не даёт определённого духовного равновесия, можно сказать — устойчивости в духовной жизни, почему и случаются такого рода искушения, о которых Вы говорите. При этом искать в такого рода ситуации знамений или знаков от Самого Бога вряд ли имеет смысл, поскольку, как Вы сами говорите, происшедшее Вас расстроило, было огорчительно, а значит, и вряд ли угодно Богу, да и произошло, судя по всему, из-за Вашей же невнимательности и духовной несобранности. Поэтому лучше всего собраться с силами, мобилизоваться и постараться обрести более или менее регулярный евхаристический опыт, прося при этом у Бога помощи и укрепления. Строгость поста, кстати говоря, при этом должна соответствовать мере сил и опытности готовящегося к принятию Святых Тайн.
Как понять, достойно ли ты причастился?
Как понять, причастился ли достойно, не в осуждение? Как часто можно причащаться?
Можно сказать так, что данные вопросы есть дело практики нашей христианской жизни, а не одной только теории. В принципе мы должны стараться жить похристиански осмысленно, жертвенно, одновременно стараясь, чтобы Евхаристия стала для нас нравственнодуховным центром жизни, её реальным содержанием. Можно сказать и так: для христианина сама жизнь должна быть евхаристичной, должна быть благодарением Богу, таким стремлением ко Христу, когда Литургия для нас не какой-то отдельный, скажем, еженедельный эпизод, но даже если мы не бываем на богослужении ежедневно, но всё равно живём, прежде всего, пищей духовной, евангельскими заповедями, общением со Христом. В этом смысле Евхаристия для нас не должна ограничиваться только пределами храма или только временным отрезком, в течение которого служится Литургия. Так, если мы готовимся к Причастию, постимся и читаем каноны, можно считать, что это уже начало нашего личного участия в Тайной Вечере Самого Христа. Если мы стараемся чем-то пожертвовать ради ближнего, совершить какое-либо доброе дело или просто удержаться от греха, то это всё возможно только с помощью Божией, тогда как средоточие этой помощи — Евхаристия. В этом смысле сам вопрос о достоинстве или недостоинстве можно осознать только при настоящей (интенсивной) евхаристической жизни. Из своего опыта могу сказать, что такое понятие, как «мир душевный», вполне может помочь решить этот вопрос. Если мы дерзаем регулярно причащаться, и мир душевный сопутствует нам, то — слава Богу! Если же, причащаясь, мы испытываем непроходящую тягость на душе, то тогда нужно разбираться, в чём причина. Так или иначе, но определённым средством духовной безопасности здесь является покаянное осознание собственного недостоинства, вообще, невозможности быть достойным Даров Самого Христа, видение себя заблудившимся ребёнком, который хотел бы скорей вернуться к любящим родителям, но без их же помощи не может найти верную дорогу. При таком (в отношении к Богу) самосознании у нас сама постановка вопроса о возможном «достоинстве» вряд ли будет возникать, тогда как наши невольные человеческие немощи будут покрыты неизреченной милостью Божией. Что касается частоты Причащения, то и это дело тоже практическое, зависит от конкретного человека, его покаяния, жертвенности, любви, опытности в духовной жизни, а также и воли духовника, если таковой есть. Святые отцы заповедовали нам, христианам, причащаться не реже, чем раз в месяц (это минимальная норма!), тогда как многие современные ревностные христиане причащаются в среднем еженедельно, что, при еженедельном же литургическом общем собрании всего прихода является вполне нормальным и соответствует апостольской норме, когда члены одной церковной общины в большинстве своём причащаются все вместе не реже, чем в день воскресный, который для нас является своего рода еженедельной же Пасхой. Естественно, что вполне уместно приступать к Чаше не только в день воскресный, но и в другие великие праздники, когда в храме за Литургией как приход мы собираемся все вместе и наше собрание по определению является евхаристическим.