Разъясните, какова позиция Церкви касательно супружеских отношений?

Категория: Венчание. Брак. Супружество Опубликовано: 13.11.2017

Здравствуйте! Я не поняла позиции Церкви касательно супружеских отношений. Вы говорите, что они носят страстный характер. То есть в этих словах слышится негативное отношение к супружеской близости. А как можно выходить замуж за человека, к которому не испытываешь эротического интереса? Как можно рожать детей от человека, который не интересует как противоположный пол? Я всегда думала, что взаимное влечение между полами дано людям Богом и что это нормально… Может быть, Вы не совсем точно поняли моего отношения к этому вопросу. Я считаю, что любовь между мужчиной и женщиной отличается от просто любви к ближнему, будь то друзья или родственники. Думаю, что любовь между мужчиной и женщиной — это нечто особое, и она должна включать помимо ответственности друг за друга, уважения друг к другу, готовности разделить жизнь друг с другом ещё и эротический интерес. Я стараюсь рассуждать логически: Бог не создал бесполое существо, производящее потомство от хлопка в ладоши. Бог создал мужчину и женщину с соответствующими половыми органами, соответствующей психологией. То есть по логике вещей, между ними должно быть влечение. Я ни в коем случае не хочу сказать, что я против деторождения! Иметь детей от любимого человека — это огромное счастье. Я прекрасно понимаю, что любовь и страсть — это разные вещи. Но неужели, по мнению Церкви, между мужчиной и женщиной не должно быть эротического интереса? Я не понимаю, как так может быть. Я думала, что супружеские отношения — это нормально, и это одна из составляющих счастливого брака, что без неё нельзя, но у меня сложилось впечатление, что Церковь негативно к этому относится. То, что с моей точки зрения, счастье, с точки зрения Церкви — грех. Как в таком противоречии жить, я не знаю.

Настя.

Уважаемая Настя! Если ставить вопрос, что называется ребром, то в собственном смысле Церковь не считает супружеское счастье и супружеские отношения как таковые грехом. Об этом прямо говорят церковные каноны. Можно сказать и так, что так называемый «эротический интерес», как определённые свойства или силы человеческой природы, заложенные Богом в человеке, также не является сам по себе греховным явлением. Однако здесь не всё так просто, как хотелось бы или может казаться.

К сожалению, после грехопадения наших прародителей (Адама и Евы) человечество уже не одно тысячелетие живёт в мире, который является далеко не стерильным и не безупречным в нравственном отношении. Падший мир, как говорят святые отцы, это не просто окружающее нас пространство, но «совокупность действующих в человеке страстей». То есть то, что изначально дано Богом (силы и свойства человеческой природы), само по себе не является греховным, но в состоянии падшей человеческой природы легко подвергается искажениям. Грех, или действие страсти — это «выстрел мимо цели», неправильная реализация данного Богом, искажение или замутнение того, что в первородном виде было чистым и цельным.

В общем, Церковь вовсе не говорит того, что между кандидатами в супруги не должно быть никакого «интереса». Но она обращает внимание на то, что фундаментом, твёрдой почвой истинных отношений является не только этот интерес, но и, как Вы сами говорите, «ответственность друг за друга, уважение друг к другу, готовность разделить жизнь друг с другом». Кроме того, для созидания христианской семьи, где возрастание в любви не ограничивается только рамками земной жизни, но и простирается в вечность, нужна помощь Божия, содействие со стороны Бога. Для этого супруги должны, в свою очередь, искать эту помощь, прислушиваться к тому, о чем свидетельствует и Священное Писание, и труды святых отцов. В том числе и уметь регулировать свою внутреннюю жизнь в плане воздержания, если это необходимо, а не быть слепо подчинённым собственным желаниям, к примеру, безудержного обладания друг другом.

Честно говоря, не понимаю, что, собственно, плохого или негативного в умении управлять своими чувствами и эмоциями, ведь человек должен уметь владеть собой, а не быть полностью подчинённым тем или иным чувственным стихиям, не так ли? И нет здесь никакого непреодолимого противоречия, но есть необходимость определённого духовного труда над собой. Кстати говоря, именно в настоящем семейном укладе жизнь, как правило, представляет нам для осуществления этого труда множество возможностей.

Просмотров: 735