Источника бессмертного вкусите
Сколько раз и когда читать каноны перед причащением?
Здравствуйте, батюшка! У нас возникло разногласие по следующему вопросу. Накануне святого Причастия необходимо прочитать ряд канонов. Я начинаю их читать за два дня до причащения. А в самый день читаю Последование ко Святому Причащению. Моя знакомая мне сказала, что каноны, независимо от того, читала ли я их раньше, необходимо прочитать ещё раз в день или накануне Причастия. Пожалуйста, подскажите, как это делать правильно? Спасибо. Татьяна.
Правильно будет так, чтобы Вам было удобно пребывать в молитвенном покаянном устроении и с благочестивым желанием исполнять евангельские заповеди Господа нашего Иисуса Христа. Сам Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф 9:13), и всякие правила имеют свои исключения. Очень многое зависит от того, каково душевное и физическое состояние самого молящегося, степень его занятости, опытность в молитве, насколько часто он причащается и т.д. Если, к примеру, это многодетная мама, которая целыми днями занята опекой и уходом за детьми, то, как мы можем требовать от неё столь строго неукоснительного исполнения всех правил, если это будет совершенно не по силам? Другое дело, если какой человек не исполняет те или иные правила по лености: мог бы, скажем, вовремя помолиться, но вместо этого смотрел до двух ночи телевизор, тогда — да, это может быть грехом. А так, всякое молитвенное правило должно разумно соотноситься с реальными обстоятельствами жизни.
Отчего бывает забывчивость на исповеди?
Здравствуйте, батюшка. Недавно я соборовалась и теперь хочу спросить: если на исповеди забыл сказать грехи, то они прощаются в Таинстве Соборования? И отчего забывчивость бывает на исповеди? Екатерина.
Если у нас есть вера и покаяние, то грехи прощаются в каждом Таинстве, какие только есть в Церкви, к которым мы приступаем, потому что тогда к нам приходит благодать Божия, а основным свойством благодати является очищение от греха, спасение для жизни вечной. Поэтому важно не просто признание наличия у нас грехов, но стремление к исправлению жизни, к преодолению греха, к отделению грехов от нашего существа, к дистанцированию от них. Понятно, что будь у нас это стремление неослабевающим, то Господь своей милостью покроет все наши немощи, в том числе и забывчивость, коль скоро она была не преднамеренной.